Парламент после переворота

August 26, 1991 | Comments Off on Парламент после переворота

Небывалой, но вполне понятной активностью депутатов характеризоваллось начало работы внеочередной сессии Верховного Совета СССР, которая открылась 26 августа в Москве. В ней приняли участие Президент СССР М.С. Горбачев, руководители республик.

Депутаты минутой молчания почтили память погибших в страшные дни государственного переворота, который совершили высокопоставленные политические авантюристы.

Открывая заседание, Председатель Совета Союза И.Д. Лаптев сказал, что нынешняя сессия собралась в дни, когда наши сердца сжимаются от боли, причиненной всем нам, настоящим политическим злодейством – антиконституционным, антинародным, антидемократическим переворотом. От него пострадала страна, от него пострадал наш народ, от него пострадала наша политика, от него пострадал наш Президент. Но переворот взял с нас невосполнимую, невозвратимую дань, дань жизням молодых людей, погибших безвинно во имя правого дела.

И.Д. Лаптев сообщил депутатам о том, что утром 26 августа в Успенском соборе состоялась торжественная панихида по убиенным, которую отслужил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Патриарх молился и за нашу работу, сказал он, за то, чтобы у нас хватило политического мужества и политической мудрости принять такие решения, которые сделали бы невозможными подобные вещи.

Кроме горя и боли, продолжал председательствующий, я испытываю жгучее чувство стыда. Здесь, в центре великого государства, кучка авантюристов нагло попирала надежды людей на закон и законность, на демократическое свободное развитие, а мы, Верховный Совет страны, его Президиум, первые гаранты законности, творцы законов, сделали вид, что нас это касается мало. Я далек от того, чтобы упрекнуть кого-нибудь из депутатов лично. Я наоборот, мог бы с гордостью рассказать о том, сколько из сидящих в этом зале вели себя честно и мужественно, выступили против путчистов решительно, твердо. Но я говорю именно о Верховном Совете, как об органе высшей власти, от которого страна, люди ждали твердого слова и решительных поступков. Если бы мы эти слова сказали, поступки совершили, то уверен, сегодня это было бы одним из самых главных моментов консолидации и согласия в обществе. То что это было бы именно так, легко увидеть, достаточно обратить взор на окруженный народной любовью российский парламент. на мэрии Ленинграда и Москвы, на депутатов многих республиканских парламентов, многих Советов всех уровней.

На этой сессии мы должны проанализировать, почему так произошло, в чем истоки нашей инертности и равнодушия. Мы должны будем прямо и честно сказать себе и всей стране о своей ответственности за тех людей, которые ввергли ее в такую беду. Ведь их подбирал не только Президент СССР, решающее слово в их утверждении на должности принадлежало нам. Мы должны будем выяснить, что все больше и больше внимая речам и нашей коллективной работе, мы не заметили, что научились ходить строем, и делала выбор личной позиции по выражению глаз председательствующего. Мы не обойдемся без ответа на вопрос, как две палаты – конституционно самостоятельные институты – стали лишь двумя половинками нашего парламента, как это в такой разноголосице мнений восторжествовал одномерный подход и слишком часто устанавливалось единое мнение. Нам надо о многом поговорить и за многое спросить с себя. Тяжело придется расплачиваться за три дня молчания, когда стонала и кричала вся страна и вся Москва. Когда был в заточении Президент, улицы городов превратились в танкодромы, а мы как бы ждали команды что делать. Будем честными, и не уклонимся от этой расплаты. Верховный Совет СССР не только может, но и обязан вернуть себе утраченную высоту, стать вновь той же надеждой демократии и законности, каковой мы были два с половиной года назад. Для этого надо лишь одно – не идти на поводу соглашательства, не позволять ни себе, ни другим глубокомысленных недоговорок на некую неведомую нам целесообразность, часто оказывающуюся лишь давлением на депутатские позиции. Видимо, каждому из нас надо просто чаще спрашивать свою собственную совесть, проявлять больше активности, меньше послушания. Только так мы можем показать себя той решительной силой, той влиятельной законодательной властью, в которой нуждаются народ и Отечество. Я глубоко верю, что так и будет, подчеркнул И.Д. Лаптев.

Затем депутаты приступили к обсуждению вопросов повестки дня.

В ходе дискуссия депутаты выступали крайне эмоционально, нередко высказывали взаимоисключающие мнения и предложения, но ораторы были единодушны: случившееся является ничем иным, как государственным переворотом. Давались оценки деятельности различных государственных органов, в том числе Верховного Совета СССР в кризисный период, вносились конкретные предложения относительно их реформирования. Звучали также голоса, призывавшие к самороспуску нынешнего состава Верховного Совета СССР. Было высказано мнение: ответы на большинство ключевых вопросов, поставленных депутатами, может дать только Съезд народных депутатов. Кроме того, принято решение после тщательного расследования дать юридическую трактовку произошедшим событиям. В этой связи в активную работу включатся соответствующик комиссии Верховного Совета.

После более чем двухчасовой дискуссии повестка дня была принята, но председательствующий подчеркнул, что по ходу сессии она может дополняться, если в том возникнет необходимость.

Затем слово было предоставлено Президенту СССР М.С. Горбачеву. Он заявил о своей поддержке решения Верховного Совета о безотлагательном созыве внеочередного Съезда народных депутатов СССР, который, как решила сессия, будет созван 2 сентября, и предложил пригласить на него депутатов Верховного Совета РСФСР и представителей парламентов из других республик. Давая оценку случившемуся, Президент подчеркнул, что переворот не грянул неожиданно. Его предвестниками были и истерические выступления правых в печати, на пленумах ЦК, и провокационные заявления некоторых генералов, и открытый саботаж многих перестроечных решений партийно-государственными структурами. Словом, заговор зрел и было более чем достаточно для принятия неотложных мер в защиту конституционного строя. Однако это не было сделано. Вместо решительных действий были проявлены либерализм и снисходительность, и это я в первую очередь отношу к себе, отметил он. Но это урок первого плана. Есть более важная причина, сделавшая возможным покушение на демократию, попытку силой вернуть страну к тоталитаризму. Это нерешительность и непоследовательность проведения демократических реформ.

Итак, государственный переворот сорван, разгромлен. Хотел бы еще раз выразить безграничную благодарность сотням тысяч москвичей, которые вышли на улицы, бесстрашно глядя в дула автоматов, в пушечные стволы, отстояли свободу и законность. Огромую роль сыграли в организации срыва переворота Б.Н. Ельцин, парламент России, жители Лениграда, Киева и их руководители, позиция народов других республик.

Говоря о первоочередных задачах начинающегося периода, Президент СССР отметил, что самое важное – незамедлительное возобновление процесса подписания Союзного договора. Нужно занять также позицию в отношении тех республик, которые не идут на подписание Договора. Им должно быть предоставлено право самостоятельного выбора. После подписания Договора необходимо сразу же начать деловые переговоры с теми, кто хочет уйти из Союза. Следует безотлагательно решить некоторые вопросы управления страной на период до ввода в действие новой Конституции. То, что произошло, обязывает нас действовать, не ожидая ее принятия.

М.С. Горбачев предложил также сформулировать запись в Конституции СССР, которая четко определяла бы действия членов Верховного Совета СССР в подобных кризисных ситуациях.

Была также отмечена необходимость серьезно обдумать вопрос о том, кому быть Председателем союзного парламента. Важно также оценить ситуацию, выработать, установить надежный конституционный общественный контроль за деятельностью Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Следует ускорить, видимо, проведение военной реформы с ориентацией на усиление профессионального начала. Нужно провести реорганизацию КГБ. Коснувшись экономических мер, он подчеркнул, что прежняя линия постепенного движения по пути реформ в условиях кардинального изменения обстановки в стране нуждается в пересмотре.

Завершая свое выступление, М.С. Горбачев высказал предложение, чтобы сразу после подписания Союзного договора, начать предвыборную кампанию по выборам всех союзных органов, включая Президента.

Сессия продолжает работу.

26 августа 1991

Фокусы
Особым ореолом таинственности были окружены в советское время секреты шулеров. Истории, рассказываемые о профессиональных каталах вызывали у мальчишек смешанное чувство восторга и ужаса. И каждый мечтал научиться вытворять все те фокусы, о которых, в разы преувеличиваемых, узнавали от соседей по улице.


Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind