Школы для взрослых Тамбовской губернии.

September 3, 1919 | Comments Off on Школы для взрослых Тамбовской губернии.

Первая половина 1919 года прошла в изыскании путей школьного образования для взрослых.

Ликвидация безграмотности, расширение и углубление общего кругозора и развитие социалистического миросозерцания ставятся целью школьной работы; в школах взрослое население должно получать вкус и навыки к самобразованию и к дальнейшему совершенствованию своей профессиональной работы в ее взаимоотношениях с общей социальной жизнью республики.

На губ. конференции в феврале намечены были школы двух ступеней — элементарные школы и школы повышенного типа соответственно 1 и 2 ступеням единой трудовой школы. В элементарных школах курс расчитывается на два семестра (один год), в школах повышенного типа — на четыре семестра (два года) Ответственным органом самоуправления в школах предполагаются школьные советы, которые состоят из всех школьных работников, того же числа представителей от учащихся, одного представителя от культурно-просветительных организаций или профессиональных союзов и одного представителя отдела Наробраза.

Организация школ для взрослых по губернии начата была еще в начале 1918—19 учебного года в соответствовании с местными условиями и силами. В общем школы повышенного типа организовались как общеобразовательные курсы для лиц своевременно не получивших среднего образования и ищущих его. А элементарные школы образовались как школы грамоты с расширением курса по обществознанию и естествоведению. Как те, так и другие школы еще не могли вылиться в особую форму «школ» для взрослых, не могли еще создать школу, как таковую, не могли даже соорганизовать обиход школьной трудовой общины; этому служили помехой и недочеты в оборудовании школ учебными пособиями и предметами лабораторных работ и несвоевременное получение материальных средств, и отсутствие нужного кадра работников, и те бытовые условия, которые вызвали к жизни соответственные школы (полная безграмотность) и неустойчивость своевременных условий жизни (призыв, эпидемии, гражданская война).

К школам повышенного типа можно отнести до 38 школ — 12 в Тамбовском уезде, 11 в Кирсановском, 9 в Лебедянском, 2 в Борисоглебском и по одной в Козловском, Спасском, Усманском и Шацком уездах. Характер тех же общеобразовательных курсов носила деятельность общих отделений народных университетов; при Тамбовском, Кирсановском, Лебедянском народных университетах были такие курсы для взрослых в объеме школ 2-й ступени; лекционная деятельность университетов по содержанию курсов примыкала к этим же занятиям. Около народных университетов, школьные занятия по программам 2-й ступени принимали иногда широкие размеры, судя по количеству учащихся. Так в Кирсановском народном универ. было три группы второй ступени, на которых число записавшихся было к 16 мая 50, 115 и 194, всего 359 чел., в Лебедянском записавшихся на отделении повышенного типа было до 200 человек.

Народные университеты кроме того организовали специальные курсы; по имеющимся отчетам, счетоводные курсы были при Тамбовском (3 группы), Кирсановском, Лебедянском, по подготовке к агрономическому факультету госуд. университета — при Тамбовском, стенографические — при Кирсановском. Всех народных университетов в Тамбовской губернии семь: в Тамбове, на пороховом заводе, в Рассказове, Кирсанове, Лебедяни, Липецке и Моршанске. За отсутствием правильной и подробной отчетности нельзя судить о развитии деятельности этих учреждений.

Элементарные школы для взрослых распространялись по Тамбовской губернии неравномерно: в Борисоглебском уезде в июне было 24, Кирсановском 40, Козловском 15, Лебедянском 9, Липецком 18, Моршанском 72, Тамбовском 30, Усманском 7 и Шацком 7, всего 217; в Елатомском, Спасском и Темниковском уездах не было ни одной элементарной школы; три северных уезда вообще не имеют школ для взрослых, причем в Темниковском уезде идет только подготовительная работа в открытию школ для взрослых в некоторых пунктах.

Нельзя не высказать некоторых пожеланий дня дальнейшего строительства школ для взрослых.

1. Желательно, чтобы к образованию активного ядра при открытии школ были привлекаемы представители местного населения и будущих учащихся; в открытых школах необходимо объединять учащихся в группы — школьные коммуны.

2. При первоначальной организации школ необходимо обеспечить свободную подвижную группировку учащихся для изучения отдельных курсов.

3. В основу учебных приемов должны быть положены, во-первых, сотрудничеотво учащих и учащихся, во-вторых, изучение курсов, а не обучение им и в-третьих, лабораторность занятий при возможно широкой наглядности.

4. Центрами изучения в элементарных школах должны быть простейшие приемы наблюдения и описания явлений общественной жизни и природы; для этого необходима эпизодическая постройка курсов при одновременном изучении элементов и сторон явления в различных областях знания; целью изучения будет, с одной стороны, тщательный анализ при наблюдении явления и, с другой стороны, синтезирующая роль научного мышления при описании явления.

5. Центром занятия в школах повышенного тина будет усвоение, с одной стороны, методов сложного научного анализа, и с другой стороны, методом научной систематизации и научного обобщения: для этого группировка учебного материала должна быть произведена по методам научного исследования.

Дидактическими приемами при изучении в элементарных школах для взрослых будут: 1) исследование явления при его осуществлении или на наглядных пособиях, 2) возможное разложение явления на составные части, 3) выделение различных сторон явления, 4) при всех вышеуказанных занятиях собеседованиях и наводящие вопросы; 5) всестороннее непосредственное измерение составных элементов явления отдельными группами учащихся, 6) составление кратких протоколов исследований и измерений, 7) сопоставление и сверка протоколов с книжными описаниями, 8) моделизирование изученных предметов и составления соответствующих рисунков и чертежей, 10) составление таблиц, диаграмм и картограмм, 10) воспроизведение в аудитории художественной и образцовой обработки разработанных вопросов и 11) краткое письменное изложение изученного явления всеми учащимися или совместно в аудитории или группами, или каждым самостоятельно в зависимости от предыдущей подготовки учащихся.

7. В школах повышенного типа перечисленные дидактические приемы осложняются еще следующими: 1) групповыми и индивидуальными лабораторными работами при помощи орудий научного исследования в кабинетах, лабораториях и мастерских, 2) систематической обработкой учащимся книжного и лекционного материала в форме конспектов, планов и отчетов и 3) составлением отдельными учащимися или группами учащихся рефератов по систематизации и обобщению знаний.

«Известия», 3 сентября 1919 г.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind