Театральная политика

September 3, 1919 | Comments Off on Театральная политика

Всем, даже малоинтересующимся театром, известно, что революция почти не изменила ни сущности, ни формы его.

Посмотрите на витрины. Пестрые зазывательные афиши надоевших, дешевых и чужих пьес с указующим перстом на «буфет» и «семейный вечер» после спектакля и это в исходе второго года революции, когда каждая кроха хлеба на учете, когда враг у ворот.— Пред вами актеры-любители.

Теперь зайдите в постоянные театры. Все по-прежнему. Тщетно создавались и работали пролеткульты, тщетно писал тов. Керженцев свои интереснейшие книги о революционном театре, способные зажечь огнем творчества, кажется, мертвеца. Те же пьесы, те же актеры, та же игра. Ни ярких творческих подъемов, ни нового свободного жеста, ни малейшего революционного обновления.— Таковы актеры-профессионалы. Страна свободна. За плугом в далекой деревне идет свободный гражданин, вздымая новую землю, а в театре раскланиваются актеры, ни на йоту не изменившие своей буржуазной игры, не давшие новых, освобожденных форм творчества.

Странно, не правда ли?

Кругом кипит большая творческая работа. Нет ни одного отдела, которому понадобилось бы указывать или разъяснять. Все ясно. Работа налажена. То время, когда в учреждениях над работниками сидел комиссар, который пресекал буржуазные поползновения сотрудников, контролировал их и перестраивал все на революционный лад — прошло.

Почему же в искусстве потемки?

Думаю потому, что произошла большая ошибка, когда включили искусство в общий ход государственной машины.

Искусство отстает от жизни. Оно — худосочное, с буржуазным душком в его современном виде, не может итти такими гигантскими шагами, как идет строительство Советской России. Искусству нужно ускорять и ускорять свой революционный шаг, чтобы окончательно не потерять из виду победоносно шествующий пролетариат.

И пока классовое искусство не выявилось, пока перед массами выступают представители заплесневелого искусства — не время снимать военное положение в искусстве, не время «кумиться» и с старым театром, ибо он весь пропитан враждебными миазмами, буржуазными традициями.

Для искусства нет еще Советской конституции, социалистическая культура еще не дала точного указания пути и потому не следует вводить его в мирное русло жизни, тем более, что жизнь не ждет и каждый день отделяет вас от того искусства, которое должно быть пролетарским, должно приветствовать освобождение пролетариата, вливаться живительной волной в его праздники и жить новой жизнью.

Вспомните, товарищи, кто вас приветствовал, что вливалось в вашу радость, и есть ли жизнь театра новая?

Выход один. Театральная политика, как и вообще политика в искусстве, нуждается в коренной реформе. Требуется немедленное насаждение студии, где бы молодые актеры, разделяющие миросозерцание марксизма, передавали технические навыки пролетарской молодежи.

Необходимо признать, что комиссары в искусстве это совсем не отжившее прошлое , а самая необходимая действительность. Нужна твердая рука «полит-кома» коммуниста, а не беспартийного, зачастую, заведывающего отделами искусств, нужна узда без которой искусство останется черным пятном на знамени пролетариата.

Н. Варяжский.

Примечание: Печатается как дискуссионная.

«Известия», 3 сентября 1919 г.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind