May
5
Загадочная монахиня
May 5, 2014 | Comments Off on Загадочная монахиня
(Статья И.И. Дубасова, перепечатанная из журнала «Исторический вестник», март 1881 г.).
20-го октября 1859 года в Тамбовский женский Вознесенский монастырь привезли старушку лет 70 и сдали её монастырскому начальству под строгий надзор. Документов при ней не было никаких. Одета она была по-монашески, в рясу с белым апостольником и с первого же разу произвела на весь монастырь сильное впечатление своею почтенною наружностью, изящными манерами и сдержанностью в обращении, доходившею на первых порах до полного молчальничества. Весь монастырь пришёл в весьма понятное волнение. Всем хотелось знать, кто эта таинственная приезжая старушка.
В монастырь привезли её под именем коллежской асессорши Анны Ивановны Степановой, но этому имени никто не придавал никакого значения, считая его невольным псевдонимом приезжей… Даже власти тамбовские, губернатор и архиерей, не знали настоящего её имени и звания. Для всех окружавших её несомненно было только то, что она привезена под надзором полицейского чиновника из женского Кирсановского монастыря, в котором жила с 8-го сентября 1858 года; что ещё раньше она содержалась в Усманском Софийском монастыре, куда её привезли по распоряжению шефа жандармов графа Орлова, в июле 1852 года, и что она носила монашескую рясу по праву, приняв схиму во время своего пребывания в Старом Иерусалиме.
Немногие лица, пользовавшиеся её доверием, впоследствии рассказывали, что старушка Анна Ивановна Степанова была хорошо известна самым высокопоставленным лицам нашей аристократии, как светской, так и духовной, и что некоторые из них отзывались о ней с величайшим уважением и считали её своею благодетельницею.
По разговору её можно было догадываться, что она не русского происхождения, потому что по-русски говорила хотя и правильно, но с сильным немецким акцентом, и что, вообще, она была женщина очень образованная и замечательно умная, отличавшаяся разнообразием самых солидных знаний и обширною житейскою опытностью. Вместе с тем, она была чрезвычайно богомольна и имела на всех окружавших её самое благодетельное нравственное влияние. Были такие случаи, что люди самые легкомысленные в религиозном отношении, поговорив с нею, нравственно перерождались и делались людьми самого строгого религиозного направления. Впрочем, с монастырскими послушницами матушка Анна была очень строга и требовательна, так что угодить ей было делом далеко не лёгким. Все служанки, прежде чем явиться к ней, должны были вымыться холодною водой и при малейшей неисправности или неловкости получали от неё самые строгие выговоры, сопровождаемые весьма резкою бранью.
Обстановка её кельи в тамбовском монастыре была простая, но изящная. Множество цветов на окнах, редкая опрятность пола и мебели, чистый воздух, — всё это производило на посетителей, которые, конечно, бывали у неё очень редко, вследствие её исключительного положения, весьма приятное впечатление и свидетельствовало о принадлежности хозяйки к самому лучшему обществу.
Старушка Анна Ивановна проживала в Тамбове совершенно уединённо, занимаясь хозяйством и молитвой. Она сама стирала бельё, мыла полы и готовила кушанье, причём отличалась особенным умением печь великолепные хлебы, а монастырскую пищу обыкновенно выбрасывала за окно, увлекаясь в этом случае довольно странною при её характере антипатией к монастырскому начальству, вызванною некоторыми враждебными, по отношению к ней, его действиями. Тогдашнюю игуменью тамбовского монастыря Евгению и её приближённых она обыкновенно называла «попадьями» и при этом замечала: «Теперь они обижаются на меня, зато после узнают, кто я, и раскаются».
С нею вместе приехала из Петербурга тамошняя мещанка Агриппина Денисова, женщина неразвитая, но крайне сдержанная в объяснениях о личности приезжей старушки, что и было главною причиною привязанности Анны Ивановны к своей служанке.
Некоторые любопытные собеседники иногда в разговоре спрашивали её: «Кто она такая?» и это, при всей её скрытности, не только не оскорбляло её, но даже доставляло ей видимое удовольствие. На подобные вопросы она обыкновенно отвечала: «Я арестант и ничего более». Или же говорила: «Я вольноотпущенная, дочь печника». Если же кто-нибудь относился к ней с особенною почтительностью или же за что-нибудь хвалил её и льстил ей, то она не обращала на это ни малейшего внимания. Вскоре после её приезда в Тамбов, тамбовская игуменья Евгения, сначала относившаяся к ней с особенным уважением и даже страхом, распорядилась было, чтобы при полиелее монахини подходили с поклоном и к «матушке Анне Ивановне»; но эта честь немедленно была отклонена ею: каждой монахине она откланивалась низким поклоном, почти до земли.
Матушка Анна прибыла в Тамбов с серым говорящим попугаем, к которому относилась с большою нежностью. Попугай этот жил в большой посеребрённой клетке и приводил в изумление всех обитателей монастыря своею учёностью. Он пел: «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Христос воскресе». Пел также и светские песни, например: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан!». Кроме того, читал псалтырь и много говорил.
В средствах приезжая старушка не нуждалась и любила помогать бедным вещами и небольшими деньгами.
С особенным уменьем ходила Анна Ивановна за больными и действительно помогла многим из них. Усманский аптекарь Канусевич чуть было не лишился руки, и ни один доктор не мог помочь ему. Тогда он обратился за помощью к Анне и чрез одного из её друзей получил от неё пластырь, который радикально в 6 дней исцелил его руку. «Пусть только, — велела она передать своему пациенту, — не скупится он для бедных и даёт им лекарства даром».
Несомненно было, что матушка Анна много путешествовала и во время своих путешествий успела побывать в разных европейских и азиатских странах, а также в самых отдалённых пунктах нашего отечества. По свидетельству одного лица, пользовавшегося особенною её доверенностью, она 13 лет странствовала пешком по Святым местам, 8 лет прожила в Иркутске, где и управляла женским монастырём, полгода провела сиделкой в петербургской Мариинской больнице и несколько времени жила в Одессе. Как особа в полном смысле слова бывалая, она была известна очень многим значительным лицам в России и за границей. Под именем иерусалимской игуменьи её знал покойный московский митрополит Филарет, а от иерусалимского митрополита Мелетия она получила в подарок икону, изображённую на голгофском камне.
Неудивительно после всего этого, что в тамбовском женском монастыре, а потом и во всём Тамбове, заговорили о приезжей старушке и что разговоры эти стали принимать таинственный и фантастический характер. Некоторые монахини по секрету передавали другим, что будто бы от самой Анны Ивановны они слышали следующее: «Муж мой был знаменитого роду, и я сама тоже не простая, но я ушла от него (мужа) в самый день свадьбы и долго должна была скрываться от его преследований. Семь дней я пробыла на одном необитаемом острове, с которого взяли меня на случайно плывший английский корабль и отвезли в Иерусалим. Там я была 7 лет, а затем очутилась в России и вот живу по разным монастырям с волчьим билетом». Надобно заметить, что все монастыри, в которых жила матушка Анна, старались почему-то сбывать её и даже не пренебрегали для этой цели разными интригами. Может быть, монастыри боялись какой-нибудь «истории» из-за неё, так как и она и все её знакомые находились под особенным наблюдением полиции.
В Тамбове таинственная узница прожила не долго. Весною 1861 года, по указу Св. синода, она была отправлена в Пензу, в тамошний женский монастырь. Когда нужно было выдать ей подорожную, то местная администрация не знала, как соблюсти в этом случае формальность по отсутствию документов… Этот переезд в жизни замечательной старушки был уже последним. Выехала она в самое половодье, в с. Паиме около суток оставалась в воде (сидя в карете) и приехала в Пензу совершенно больною. Проживши там 4 дня, старушка скончалась. Предсмертное её завещание пензенской игуменье Надежде заключалось только в том, чтобы сделать для покойницы простой гроб, но внутри непременно обить белым атласом. Игуменья Надежда поскупилась на атлас, заменив его коленкором, но принесённый гроб оказался негодным: и короток был, и узок. Тогда желание покойной исполнено было поневоле.
28-го апреля 1861 г. происходили похороны матушки Анны при большом стечении народа. На могиле её, находящейся в Пензенском Троицком монастыре, положена чугунная плита с надписью: «Старица Божия Анна».
Вот всё, что мы могли узнать о таинственной тамбовской узнице. Нам кажется, что она была личностью далеко не дюжинною, как по своим качествам, так и по общественному положению до монастырского заключения. Но кто она такая и какие причины привели её к уединённому монастырскому житью, да ещё под строгим надзором — это для нас вопрос пока не разрешённый.
В тамбовских архивах, несмотря на все наши поиски, мы не нашли никаких разъясняющих документов, но в петербургских архивах, по всей вероятности, есть данные для раскрытия инкогнито описанной нами личности. Кроме того, ещё живы многие особы, знавшие лично «матушку Анну», и было бы крайне любопытно услышать от них всё то, что им известно об этой загадочной монахине.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №56
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.