Jun
5
В каком году скончался святитель Питирим?
June 5, 2014 | Comments Off on В каком году скончался святитель Питирим?
(Статья Н.И. Орлова)
11 августа 1914 г.
Ввиду приближающегося дня прославления великого молитвенника Тамбовского края, святителя Питирима, теперь становится вполне своевременным и необходимым наряду с выяснением исторических фактов и событий из высоко-назидательной жизни тамбовского угодника прочно установить и хронологию их.
Мы рассмотрим вопрос о времени кончины святителя Питирима.
Долгое время в литературе о святителе Питириме по данному вопросу наблюдалось полное согласие. Автор «Истории Российской иерархии» в самом начале XIX в., протоиереи Хитров, Березнеговский и Преображенский в шестидесятых годах, о. Дм. Самбикин в семидесятых и, наконец, И.И. Дубасов, г. Н. Молчанов и прот. И. Кобяков в восьмидесятых годах минувшего столетия, — все единогласно указывают на 1698 год, как на год кончины святителя. Но вот в 1898—1899 гг. из-под пера известного исследователя тамбовской церковной старины С.Н. Введенского выходит обстоятельная, критически проверенная работа о преосвященном Питириме. Автор первый усомнился в достоверности общепринятой хронологической даты кончины святителя. Число 1698, «имеющее за собой многолетнюю давность, по-видимому, должно считаться одной из самых прочных дат в жизнеописании святителя; но любовь к истине,— говорит он,— заставляет нас,— как это ни прискорбно,— разойтись со всеми названными исследователями и признать хронологию местных источников в данном вопросе ошибочной».
В самом деле, на каком основании кончина святителя Питирима относится к 1698 году? Сколько известно, частных свидетельств того времени или данных архивного характера, где бы год смерти Питирима был прямо обозначен, нет. Протоиереи Преображенский и Березнеговский в данном случае ссылаются, первый на надгробную надпись, а второй – на рукописный «Тамбовский летописец». Можно думать, что и для современника этих авторов, протоиерея о. Г. Хитрова источником для определения времени кончины святителя служили те же памятники. Что касается последующих жизнеописателей, то они, кроме указанных источников, могли основываться и на исследованиях своих предшественников.
Наиболее близким ко времени преосвященного Питирима источником сведений о нём служит «Тамбовский летописец». В нём хронология святителя представляется в таком виде: «Во 194 г. февраля в 15 день поставлен в Тамбове преосвященный Питирим, епископ Тамбовский, а приехал в Тамбов во 195 г. в марте месяце и жил в Тамбове 13 лет 10 месяцев и 27 дней 12 часов и иулия в 28 день душу предаде в руце Божии». На основании этого сказания, а также других каких-нибудь рукописных заметок, хранившихся, может быть, в кафедральном соборе, в последующее время была составлена надпись, помещённая на боковой стороне деревянной гробницы, стоявшей в нижнем этаже собора, над местом упокоения святителя. Текст её следующий: «1685 году февраля в 15 поставлен преосв. Питирим, епископ Тамбовский, благословением и рукоположением святейшим кир Иоакимом, патриархом Московским и всея России, а приехал марта в 4 день, а жил в Тамбове 13 лет 10 месяцев и 27 дней и 12 часов; в 1698 году иулия в 28 день в 13 часов дня душу предаде в руце Божии».
При внимательном рассмотрении указанных памятников прежде всего бросается в глаза их несогласованность в обозначении хронологической даты поставления святителя Питирима во епископа Тамбовского. «Летописец» ошибочно относит его к 1686 (194) году, а надгробная надпись, согласно современной записи Московского Успенского собора, – к 1685 году. Между тем время правления святителя Тамбовской епархией в обоих их исчисляется одинаково: 13 лет 10 месяцев 27 дней 12 часов. Не трудно заметить ошибку в определении указанного периода времени. В самом деле. Если этот срок означает вообще время состояния Питирима в сане епископа Тамбовского, то тогда кончина его должна быть отнесена (1684 г. 1 м. 14 дн. + 13 л. 10 м. 27 дн. = 1698 л. 10 дн.) на 1699 г.; если же здесь разумеется время личного управления и пребывания его в Тамбове, то годом кончины его будет (1685 л. 2 м. 1 д. + 13 л. 10 м. 27 дн. = 1699 л. 28 дн.) 1700-й. Но ни с тем, ни с другим согласиться нельзя, ибо не подлежит никакому сомнению, что в конце 1698 г. епископом в Тамбове был уже Игнатий, назначенный сюда по смерти Питирима. Автор жизнеописания святителя, г. Н. Молчанов, относя кончину его к 1698 г., полагает, что вышеуказанный срок определяет собой время правления Питирима не от рукоположения его, а от наречения во епископа, которое, по преданию, будто было 1 сентября 1684 года, после чего святитель уже заочно руководил делами своей епархии. Но эта догадка, предполагая заочное управление епархией в сане архимандрита, представляющее собой необычайное явление в истории церкви, как лишённая исторической основы, должна быть оставлена. Отсюда видно, что хронология святителя Питирима, как в «Тамбовском летописце», так и в надгробной надписи носит явные следы ошибок.
Это было признано в давние времена. Может быть, сам автор «Летописца» или лицо, близкое ко времени святителя Питирима, сделало исправление указанного места в тексте летописи. В том списке «Летописца», которым пользовался местный церковный историк, прот. Березнеговский, сказано, что преосвященный Питирим правил епархией всего 11 л. 4 м. и 26 дней. Последнее известие заслуживает большого доверия при условии, что здесь обозначено время со дня прибытия святителя в Тамбов и до смерти его. Но только в этом случае годом кончины святителя придется считать не общепринятый 1698, а (1685 л. 2 м. 1 д. + 11 л. 4 м. 26 дн. = 1696 л. 6 м. 27 дн. = 28 июля 1697 г.) 1697-й год. И есть веские основания в пользу такого мнения.
В то время, как хронологические данные первой редакции «Летописца» и надгробной надписи приводят к явной несообразности в определении времени кончины святителя, вторая (бывшая в пользовании о. Березнеговского) редакция «Летописца» в конечном своем выводе находит подтверждение в показании побочных, но безусловно достоверных источников. Здесь громадное значение имеют свидетельства о времени поставления преемника святителя Питирима, епископа Игнатия. «Тамбовский летописец» относит это к 207 (1698) году. Но «Каталог российских иерархов», приписываемый св. Димитрию Ростовскому, годом посвящения Игнатия во епископа Тамбовского считает 7206 (1697) год. Последняя дата согласуется с показаниями расходных книг Патриаршего Казённого приказа за 206 год. В одной из них, под 21 ноября, записано: «Ноября 21-го, в неделю, на праздник Введения Пресв. Богородицы (кроме обычного домового расхода) отпущено для поставления Игнатия, епископа Тамбовского, пития: кубок ренского, четвертник церковного, третник пива приварного» и т.д. 17-го декабря патриарх пожаловал новопоставленному епископу Игнатию из своей домовой казны «раковенной посох св. патриарха Филарета Никитича»; в последующее время до 24 апреля того же года (день св. Пасхи) по праздникам тамбовскому епископу отпускался кубок ренского. 25 декабря архиерейские дворяне тамбовского епископа «поены на погребе пивом и мёдом». Приведённые свидетельства расходных книг для нас очень важны. Они ясно говорят, что посвящение Игнатия во епископа Тамбовского и пребывание его некоторое время в Москве уже в сане архиерея имели место в 206 году, т. е. в промежуток между 1 сентября 1697 и 1 сентября 1698 года.
А что в обозначение года расходных книг не внесено ошибки, это подтверждается общепринятыми в пасхалии вычислениями, по которым можно восстановить номер года, если бы он даже совсем не был обозначен. В расходных книгах Патриаршего приказа, в статьях по содержанию тамбовского епископа Игнатия, находится несколько астрономических указаний, при помощи которых возможно точно определить, в каком — 1697 или 1698 году случились указанные в них события.
Во-первых, там сказано, что поставление Игнатия во епископа состоялось «21 ноября, в неделю», т. е. в воскресенье. Какой седмичный день был 21 ноября 1697 г. и 21-го ноября 1698 года? Применяя обычные вычисления для определения дня недели в любое число юлианского месяца, находим, что 21 ноября приходилось: в 1697 году, согласно расходным книгам, в воскресенье («неделю»), а в 1698 (207) году — в понедельник.
Во-вторых, из расходных книг видно, что тамбовский епископ Игнатий до своего отбытия на епархию встретил в Москве Пасху, которая в тот год была 24 апреля. Это обстоятельство даёт нам новый способ проверки принятой нами даты. По астрономическим вычислениям Пасха в 1698 году случилась как раз 24 апреля; между тем как в следующем, 1699 (207), году она была 9-го апреля.
Интереснее всего то, что принятые нами приёмы для вычисления нашей хронологической даты совершенно независимы один от другого, а в результате их получается один и тот же 206 год (т. е. промежуток между 1 сентября 1697 г. и 1 сентября 1698 г.); и такая согласованность астрономических указаний расходных книг не могла быть случайной. Это обстоятельство значительно повышает ценность полученного нами вывода.
После всего сказанного хронологическую дату поставления епископа Игнатия можно считать вполне установленной. Оно состоялось 21 ноября 206 года, или по современному летоисчислению 21 ноября 1697 года.
Назначение Игнатия на Тамбовскую кафедру показывает, что в это время она была вакантной. Освободиться же Тамбовская епископия могла лишь после смерти преосвященного Питирима, который управлял ею до самой своей кончины. Отсюда само собою вытекает, что в конце 1697 года святителя Питирима уже не было в живых. Теперь, принимая во внимание указание времени пребывания святителя в Тамбове, какое содержится во второй редакции «Летописца», можем с несомненностью признать, что кончина святителя Питирима случилась 28 июля 1697 года. Эта хронологическая дата указывается и в «Списках иерархов» П. Строева.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №57
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.