Отец Амвросий, оптинский старец

May 7, 2014 | Comments Off on Отец Амвросий, оптинский старец

(Сообщение Ф.С. Соколова)
4 февраля 1913 г.

Праведники живут вовеки; награда их в Господе и попечение о них у Вышнего»
(Премудр. Солом, 5 гл. 15 ст.).
«Народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу»
(Премудр. Иис, сына Сирах. 44 гл. 14 ст.).

«Священной памяти двенадцатый год» и злополучный девяносто первый год девятнадцатого века принадлежат к числу самых тяжёлых для России лет за всё минувшее столетие. В оба эти года Всевышний владыка мира в неисповедимых путях своего промысла подвергал нашу Родину особенным жизненным испытаниям… Двенадцатый год был ознаменован Отечественной войною России с императором Франции Наполеоном (Бонапартом) и его полчищами, а в девяносто первом году Россия страдала от голода и холеры. С этими годами неразрывно связана судьба великого печальника Русской земли, оптинского старца, отца Амвросия, вся жизнь которого представляет непрерывное испытание и непрестанный труд. В первый из этих двух годов отец Амвросий родился на Божий свет, а во второй из них мирно почил о Господе и отошёл в вечность… С уверенностью можно полагать, что Всевышнему владыке мира угодно было чрез продолжительную и тяжёлую болезнь подвергнуть о. Амвросия жизненному испытанию и очистить своего избранника, как золото в горниле (Захар. 13 гл. 9 ст.), чтобы он явился ревностным делателем на ниве Господней и достойно проходил своё великое служение (2, Тимоф. 2 гл. 21 ст.).

Вся продолжительная и самоотверженная жизнь отца Амвросия, отданная на служение родному Народу, снискала ему всеобщую любовь. Его светлый образ должен вечно и свято храниться в благодарной памяти потомства. Черты его жизни и деятельности глубоко назидательны и могут служить спасительным маяком для многих в жизненной борьбе и тяжёлых испытаниях их жизни… Столетняя годовщина со дня рождения приснопамятного отца Амвросия нравственно обязывает нас, благодарных учеников старца, привести на память его жизнь и воспользоваться её уроками в руководство себе и другим…

Отец Амвросий, в мире Александр Михайлович Гренков, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и происходил из духовного звания (сословия). Он был сыном пономаря (псаломщика) и внуком священника названного села Тамбовского уезда. Мирское имя своё отец Амвросий получил в честь святого великого князя Александра Невского, блаженная кончина которого святою Церковью празднуется в день его рождения, почему он и старался воплотить в своей жизни все нравственные черты своего небесного покровителя — ангела. Древний жизнеописатель святого великого князя Александра Невского говорит: «От юности он возлюбил Христа и отвращался мирского суемудрия, услаждался гласом церковных песнопений, и душа его жаждала поучений святых отцов. Бдения всенощные и тайные к Богу были любимым его занятием. Кроток и тих был нрав его с детства»… Этими же чертами отличался в юности и А.М. Гренков.

Первые годы жизни отца Амвросия протекли в родной семье, под благотворным влиянием глубоко религиозных и христиански настроенных его отца, матери, деда и других родственников.

Школьное образование он получил в Тамбовском духовном училище и в Тамбовской духовной семинарии. Из свидетельства об окончании училищного курса А.М. Гренкова, от 18 июля 1830 года, видно, что «он обучался в училище чтению, чистописанию, российской грамматике, латинскому и греческому языкам, пространному катехизису и священной истории — отлично, географии, арифметике, славянской грамматике, церковному уставу и нотному пению — препохвалъно, при способностях весьма хороших, прилежании неутомимом и поведении примерном». Курс наук в духовной семинарии он окончил в 1836 году с званием студента.

Во время обучения в Тамбове А.М. Гренков жил на частной квартире вместе с своими братьями Николаем и Петром Михайловичами Гренковыми (у родителей Ал. Мих. было четыре сына и четыре дочери). Бывший ученик отца Амвросия по Липецкому духовному училищу, живший во время своего семинарского образования на той же квартире вместе с другими учениками, сообщает, что «хозяйка квартиры всегда вспоминала Гренковых, «три брата, все студенты, — говорила она, — набожны, уважительны, смирны» и ставила их нам в пример» (Сообщение заштатного священника Павла Марк. Преображенского от 9 октября 1912 года).

По окончании курса в духовной семинарии AM. Гренков около года состоял домашним учителем в одной помещичьей семье, а 6 марта 1838 года епархиальным начальством он определён был, согласно его прошению, на должность учителя в Липецком духовном училище (в первом классе). Он состоял последовательно учителем первого, второго и низшего классов этого училища и преподавал чтение, чистописание, Закон Божий (молитвы, священную историю и пространный катехизис), русский и греческий языки, арифметику и церковное (нотное) пение. В первом классе у него обучались 26 учеников, во втором классе — 39 учеников и в низшем классе сто четырнадцать (114) учеников. «Пред приходом Александра Михайловича на урок, — передаёт тот же ученик, обучавшийся у него в первом и втором классах училища, — в классе водворялась чрезвычайная тишина в ожидании уважаемого учителя, а когда он являлся в классе, ученики все отдавались слуху и зрению… Преподавал ли он Закон Божий, арифметику, русский язык, всё умел он повысить, осветить и тем воодушевить детей. Строгий к себе, он был строг и требователен и к нам… Шуток он себе никаких не позволял, смеющимся, улыбающимся мы его не видали… Жалели, что не простились с ним; всегда с наслаждением и благоговением вспоминали его»… К сожалению, недолго учительствовал Александр Михайлович в г. Липецке, всего только полтора года (до 7 октября 1839 г.). «Судьбы человеческие все в руках Божиих»,— говорил неоднократно сам старец Амвросий и наглядно доказал это своею жизнью. Очевидно, в путях Божественного промысла А.М. Гренкову суждена была не мирская жизнь и не военная служба, о которой в юности он лелеял мысль, как сам признавался, а суровая, аскетическая жизнь подвижника. Он покорился воле Всевышнего мироправителя, отказался от мира по обету, данному им во время тяжкой болезни, и в иночестве с честью прошёл свой жизненный путь. Не будучи мирянином, он жил для мира и показал собою пример высших христианских добродетелей, возможных для особенных избранников Божиих…

7 октября 1839 года, в субботу, после классных уроков в духовном училище, А. М. Гренков оставил Липецк и, согласно указанию троекуровского старца Иллариона, направился в Оптину пустынь Калужской губернии (в 70-ти верстах от Калуги и в 3-х верстах от Козельска), где и начал своё монашеское поприще, под руководством старца Макария (Иванова). Молодой, двадцатишестилетний инок-подвижник, Александр Михайлович не тяготился лишениями и трудами, встреченными им в пустыни. Он ревностно и с любовью исполнял все возлагаемые на него обязанности в монастыре — келейника и чтеца старцев Льва и Макария, помощника повара и главного повара в хлебне и кухне. Рабочий день отца Амвросия в монастыре обычно начинался в 4 или 5 часов утра и оканчивался в 11 или 12 часов ночи. Вся трудовая жизнь его в Оптиной пустыни продолжалась пятьдесят два года…

29 ноября 1842 года Александр Михайлович Гренков был пострижен в мантию и наречён Амвросием, во имя святого Амвросия, епископа Медиоланского: знаменитого отца Христовой церкви IV века (340—397 гг.), отличавшегося кротостью, снисходительностью, твердостью характера и усердною заботливостью о благе Святой церкви. Своего духовного покровителя старец Амвросий глубоко чтил во всю жизнь и подражал ему в его добродетелях.

2 февраля 1843 года отец Амвросий был рукоположен в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года он посвящён в иеромонаха калужским преосвященным Николаем (Соколовым), лично знавшим его, как своего ученика по Тамбовской духовной семинарии, в которой он состоял пять лет ректором (1826—1831 гг.).

Тот же преосвященный Николай в августе 1846 года поручил о. Амвросию помогать старцу Макарию в его духовничестве…

Быстрое возвышение отца Амвросия по степеням иноческого священнослужения и его усовершенствование в аскетических подвигах и в развитии духовной жизни далеко не соответствовали физическому здоровью подвижника. Он жестоко и терпеливо страдал в это время от крайнего изнеможения, вследствие изнурительной лихорадки и расстройства пищеварения, от расслабления нервов, болей в груди, кашля, бессонницы и других болезней… После медицинского освидетельствования в своей тяжкой болезни отец Амвросий, по его прошению, 29 марта 1848 года был освобождён от всяких обязанностей, исключён из штата братии Оптиной пустыни и оставлен в ней только на монастырском призрении и содержании…

К истинному счастью для России, тяжёлая болезнь отца Амвросия не имела смертного исхода, и Господь сохранил жизнь его ещё на многие годы.

После кончины старца Макария 7 сентября 1860 года о. Амвросий сделался его преемником по старчеству. Старчество состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу или старцу. В монастыре старец не несёт официально-начальнических обязанностей, но на деле он управляет братиею и вообще монастырскою жизнью. К старцу, как вдохновенному руководителю, обращаются все верующие — иноки и миряне обоего пола — в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях, тяжёлых положениях, когда не знают, что делать, и просят по вере указания…

Отец Амвросий, как старец, отличался особенною опытностью, безграничною широтою взгляда, кротостью и детским незлобием. Молва о его мудрости духовной росла, и к нему стекался народ со всей России, а за народом пошли к нему великие и знатные мира… У него были великий князь Константин Константинович, обер-прокуроры Святейшего синода, граф Александр Петрович Толстой и Владимир Карлович Саблер, митрополит Московский Иоанникий (Руднев) и епархиальные калужские епископы. К нему приезжали абиссинская царевна, графиня Протасова, сенатор Соломон, греки, датчане, черкесы и другие инородцы России. Посещали старца знаменитые русские писатели и учёные: Лев Николаевич Толстой, Владимир Сергеевич Соловьёв, Феодор Михайлович Достоевский, Константин Николаевич Леонтьев, Михаил Петрович Погодин и много других.

И всякий, приходивший к старцу, выносил от него сильное, неизгладимое впечатление. В нём было что-то, действовавшее неотразимо…

Аскетические подвиги и труды о. Амвросия подорвали его здоровье, но до последних минут жизни он никому не отказывал в совете… Десятки писем ежедневно приходили к о. Амвросию от тех, кто жаждал получить, хотя бы заочно, его совета и наставления… Переписка о. Амвросия с его духовной паствой была громадна и обширна… Только часть его писем издана Оптиною пустынью в трёх книгах большого формата, содержащих в себе более шестисот страниц… На каждый наболевший, страстный, запутанный вопрос старец давал поразительно простой, ясный, здоровый и практический совет, освещённый светом истинного православия. Его глубокое знание человеческой природы, проницательная наблюдательность и житейская опытность были необыкновенны.

Нередко старец обнаруживал дар прозорливости и исцелений. Многочисленные случаи подтверждают это. Дар прозорливости о. Амвросия проявился, например, в его предсказаниях будущей судьбы многим лицам, в предсказании близости своей кончины и будущего развития основанной им Шамординской женской общины, а также и во многих других случаях.

Венцом всех добродетелей о. Амвросия является высокая христианская любовь, — та любовь, которая душу свою полагает за ближних своих и без которой все остальные добродетели, как медь звенящая и кимвал звучащий (1 Коринф. 13 гл. 1 ст.). Все свои дарования от Господа старец Амвросий посвятил на служение нуждающимся и обременённым и на облегчение тяжёлой жизни несчастных, особенно же вдов и сирот… Он отрёкся от личного благополучия и явил собою пример самоотверженного, любвеобильного, бескорыстного и мирного служения на пользу русского народа.

Изведав горьким опытом всю тяжесть материальных лишений и бедности в своём детстве и в последующей жизни и пережив глубокую скорбь от нравственной неудовлетворённости, вследствие холодности и равнодушия окружающих его лиц, старец Амвросий отличался необычайною отзывчивостью ко всякому человеческому горю и нуждам. Благотворительность старца не имела границ и не знала пределов. Все многочисленные пожертвования, поступавшие к старцу, он употреблял исключительно на дела благотворения. Для облегчения людских страданий он принимал деятельное участие в создании многих благотворительных учреждений. В г. Козельске благодетель-старец нанимал особый дом для призрения лиц женского пола, не имевших полного рассудка. Его попечением устроена женская община в Кромском уезде Орловской губернии (в 50 верстах от г. Орла и в 12 верстах от г. Кром). Много забот он употребил на устройство и обеспечение Ахтырской женской общины в Камышинском уезде Саратовской губернии. По его благословению и указаниям устроилась Николо-Тихвинская женская община в Бирюченском уезде Воронежской губернии. Больше же всего старец Амвросий потрудился над созданием и благоустроением Казанской женской общины в Шамордине Перемышльского уезда Калужской губернии (в 12 верстах от Оптиной пустыни и в 25 верстах от г. Перемышля), где он провёл свои последние дни и где мирно скончался… В этой общине старец устроил, при содействии благотворителей, кроме помещений для сестёр-монахинь, больницу, богадельню для убогих, калек и слепых и приют для девочек-сирот. Все постройки в общине производились по его планам и указаниям. Строй обители, её порядки — всё установил сам о. Амвросий. Эта обитель была любимым детищем старца. Ей он пророчески предсказал процветание в будущем… Это предсказание в совершенстве сбылось с поразительною быстротою и точностью… Шамординская община, открытая при нескольких десятках сестёр-монахинь 1 октября 1884 года, в последнее время представляет собою уже один из многолюднейших женских монастырей в России (в нём, по сообщению настоятельницы его, игумении Валентины, от 12 августа 1912 года, монашествовали семьсот восемнадцать сестёр) и является одним из лучших культурно-просветительных и благотворительных учреждений. В этом монастыре, владеющем 1398 десятинами 1200 квадр. саженями земли, успешно ведётся сельское хозяйство. Кроме того, в монастыре устроены мастерские: живописная, чеканная, золочения по дереву, металлических изделий, золотошвейная, ковёрная, переплётная, башмачная, швейная, фотография и типография. Все эти мастерские заведены для получения доходов на содержание монастыря. Успехи сестёр в различных отраслях искусства как нельзя более утешают их. Отличаясь благоустройством во внешней и внутренней жизни, монастырь оказывает благотворное влияние в нравственно-воспитательном и экономическом отношениях на сестёр обители и на окрестное население. В намять о своём основателе монастырь получил название Казанской Амвросиевской женской пустыни…

Подобно Шамординской общине, развились и благоустроились Кромская, Ахтырская и Николо-Тихвинская общины, над которыми трудился старец Амвросий, и все они обращены в монастыри. Все эти монастыри хорошо обеспечены в материальном отношении, имеют значительное число сестёр (в них всего около пятисот сестёр) и благотворно влияют на окрестное население. При всех четырёх монастырях о. Амвросия имеются церковноприходские школы, в которых обучаются около двухсот девочек, и при двух из них устроены общежития для учащихся, бесплатные для бедных. Много труда приложил и много сделал добра о. Амвросий для назидания и материального обеспечения сестёр Троекуровского и Сезеновского монастырей Лебедянского уезда родной ему Тамбовской губернии, а также и сёстрам Козельщанской обители Полтавской епархии и Белевского монастыря Тульской епархии.

После краткого воспоминания о благотворительной и просветительной деятельности о. Амвросия приведём несколько советов и наставлений его. Наставления эти крайне просты, отрывочны и иногда шутливы, но всегда глубоко назидательны и поучительны… На вопрос «Как жить?» старец говаривал: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно». Относительно терпения старец говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я». — «Если будешь принимать людей Бога ради, — поучал старец, — то, поверь, все к тебе будут хороши». – О лености и унынии он говорил: «Скука — унынию внука, а лени — дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдёт, и усердие придёт. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». — На заявления окружающих старца лиц, что ему не дают покоя, отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со святыми упокой!».

Самоотверженная любовь о. Амвросия ко всем людям и искренняя преданность его служению на благо человечества, естественно, сопровождались тою любовию и благоговейным почтением, какими он окружён был при жизни и какие выразились после его смерти.

Старец Амвросий скончался 10 октября 1891 года, на семьдесят девятом году своей многополезной жизни. Кончина его была истинно христианскою. В вечную жизнь он был напутствован причащением святых тайн Христовых и чтением канона Божией Матери на исход души.

Отпевание старца Амвросия совершено было 28 священниками, с калужским преосвященным Виталием во главе. На заупокойной литургии и при погребении о. Амвросия были произнесены одно прекрасное и глубоко назидательное слово и три глубоко прочувствованные речи, в которых проповедники-ораторы (преосвященный Виталий, иеромонах Григорий и иеромонах Трифон) нарисовали светлый духовный образ почившего старца и указали его значение для русского народа… У гроба о. Амвросия собралась восьмитысячная толпа его почитателей и с плачем провожала прах его на расстоянии двенадцати вёрст, от Шамордина в Оптину пустынь, несмотря на сырую, ветреную и холодную погоду. Она возносила горячие молитвы об усопшем старце и проливала непрерывные сыновние слёзы, выражая самую искреннюю и чистую любовь свою к отцу-благодетелю. Вся православная Русь заговорила о великом подвижнике-старце и запечалилась о кончине его…

Над могилою отца Амвросия Оптина пустынь устроила часовню с белым мраморным надгробным памятником, как дар и знак всеобщей любви и глубокого почтения к почившему старцу. На памятнике сделана глубоко поучительная надпись на славянском языке, характеризующая личность старца Амвросия и значение его жизни: «Бых немощным яко немощен, да немощные приобрящу: всем бых вся, — да всяко некия спасу» или в переводе на русский язык: «Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Коринф. 9 гл. 22 ст.). По стенам часовни висят святые иконы Воскресения Христова, Казанской Божией Матери и св. Амвросия, епископа Медиоланского. Перед иконами теплятся неугасимые лампады. На могиле старца Амвросия, охотно посещаемой многочисленными его почитателями, служатся панихиды об упокоении праведной души его…

Сердечная и чистая любовь, глубокое почтение и искренняя благодарность всех сирых, убогих и несчастных людей, облагодетельствованных старцем Амвросием, а также и всего русского народа, служат для него лучшим, нетленным памятником на вечные времена…

С полною уверенностью и справедливостью об отце Амвросии можно сказать словами знаменитого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина из его стихотворения «Памятник»:

«Он памятник себе воздвиг нерукотворный;
К нему не зарастёт народная тропа!»…

Пусть же духовный образ чудного старца, отца Амвросия, всегда неизгладимо живёт в памяти русского народа, неизменно привлекает к себе своим христианским светом и благотворно светит на его земную жизнь!..

Мир праху великого подвижника и незабвенного учителя веры и нравственности русского народа! Вечная память достохвальному старцу, другу человечества, о. Амвросию, вечная ему память!..

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №57



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind