Сообщение члена комиссии М.П. Григоровского

Недавно, при разборе книг Тамбовской семинарской фундаментальной библиотеки, мне попалась рукописная книга, за №56-м, в grand – 4-ю долю листа, в переплёте с кожаным корешком и цветной обложкой на крышках. На внутренней стороне верхней крышки есть заметка карандашом; «начато переписывать 21 сентября 1797 года». На полях первых пяти листов, внизу, написано (удерживаем в большинстве случаев правописание подлинника): «Сию книгу в пользу Тамбовской Семинарии, яко содержанием своим достойную любопытства, отдаём в Семинарскую Тамбовскую библиотеку. Е. Феофил». Заглавие этой книги следующее: «Книга, содержащая в себе каталог всех российских архиереев, постепенно кииждо от них в коем году поставлен бысть и колико лет во архиереех пребысть и в коем году представился и где погребён и кои добродетельного ради жития в чудесах просияша, и мощи их нетленно пребывают, и памяти их святая церковь праздновати прият летно; инииже ещё не свидетельствовани, но обаче чудесами просияша, и память их не предашася святей церкви по всемественне праздновати, токмо идеже погребены мощи их — о сих всех в сей книге в кратце изъявляется». Вслед за таким широковещательным заглавием излагается «чин архиереев российских» (патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, описание их одежд и т.п.). Дальнейшее содержание книги разделяется на несколько отдельных глав. Мы опустим все остальные и обратимся к главе 18-й, которая, в некотором отношении, представляет интерес для читателей «Тамбовских Губернских Ведомостей». В начале этой главы стоит надпись: «Бытность Архиереев Тамбовских». Выписываем дословно содержание этой главы.

«В лето 7190 (1682 г.) в царство великого государя царя и великого князя Фёдора Алексеевича всея великая и малая и белая России самодержца и по благословению святейшего Иоакима Патриарха Московского и всего освященного Собора учинена бысть вновь сия епархия Тамбовская».

«7190 (1682). Леонтий Епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Иоакима Патриарха, игумена из Галича-Авраамиева монастыря и в лето 7193 (1685) отлучен бысть престола своего святейшим Иоакимом Патриархом за поставление священнаго чина на мзде (sic!) и дан бысть для послужения и поставления ставленников преосвященному Корнилию, митрополиту Новгородскому, и оттуда за непослушание и крамолы сослан бысть к преосвященному Иллариону, митрополиту Суздальскому в лето 7198 (1690), но и тамо многая козни учинил митрополиту; потом в Суздале в Спасском монастыре под началом скончался».

«7193 (1685 г.) Питирим Епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Иоакима Патриарха, архимандрит Предтеченского монастыря из Вясмы (Вязьмы)».
«7206 (1698 г.). Игнатий Епископ поставлен на Москве рукоположением святейшего Андриана Патриарха, архимандрит с Резани — Солоченского (Солотчинского) монастыря, сей за не слушание и не послушание и не покорение богословных вин (?) извержен епископства на Москве соборне между патриаршеством и сослан на Соловки под начал в лето 7206 (1698). По сем тая епархия отдана по-прежнему Резанскому митрополиту».

«1756 г. (другим почерком). По пресечении епархии государем Петром Первым несколько времени не было архиереев, а когда Елисавета Петровна [восстановила] епархию в Тамбове, то посвящён был из дворян Симанских Пахомий во епископа в Тамбов, который монастырь бывший игуменский Казанский в Тамбове избрал себе кафедральным местом и оный вместо обветшалого вновь совсем выстроил до малейшего деревянным зданием великолепно, звон снабдил великой цены колоколом, обогатил ризницею как сие место (Казанский монастырь), так и собор и, пожив несколько лет, переведён по некоторому случаю с начала царствования Екатерины Второй в Устюг и там, несколько пожив, уволен на пенсию в Москву, в Андроньев монастырь, где и скончался, имея лет около 80-ти».

«1766 г. Феодосий (Полосницкий) [8] переведён из Устюга, жил на епархии 20 лет и в бытность свою строил каменную колокольню над святыми воротами, погребён в соборе преосвященным Рязанским Симоном в конце 1786 г.»

1788 г. Феофил Раев прибыл на епархию в сей город в 1788 г. сентября 14 дня. Он обучался в Киевской академии наукам и языкам, быв сиротою. Потом, имея брата родного в Казани при преосвященном Гаврииле Кременецком, переехал в Казань и там обучался, где заболев опасно, для излечения отправился в Санкт-Петербург, где пользуясь, по случаю приглашён был покойным преосвященным митрополитом Дмитрием Сеченовым в 1761 г., во время погребения блаженныя памяти благочестивейшей государыни, поехать в Новгородскую семинарию, куда по воле Его высокопреосвященства и отправился тогда ж. И там в Новгородском Антониевом монастыре, постригшись в монашество в 1762 г., обращался во учительстве сперва немецкого языка, географии и истории, коих наук там ещё дотоле не бывало, потом проходил учительством с нижних (sic!!) самых латынские все классы до богословия и пробыл всех лет во учительстве в той же(!) семинарии иеродиаконом семь лет, иеромонахом семь лет, архимандритом и ректором девять лет, откуда и череду годовую в 1780 году в Санкт-Петербург отправлял и оттуда возвратившись, переведён был через год в первоклассный Хутынь — Варлаамиевский монастырь, где присутствуя (sic) в консистории Новгородской, пробыл до 1787 г. архимандритом, — всех лет в тамошней консистории присутствовал тринадцать лет. И в сем 1787 году, по особенной божией судьбе именным блаженной памяти великой государыни императрицы Екатерины Второй указом, во время бытности её в Киев пожалован викарием Новгородским, Старорусским Епископом. Судьба божия в том состояла, что ежели бы Олонецкая епархия продолжалась, то ему бы, яко малороссиянину, в силу же именного повеления, не следовало быть там епископом, но Бог обратил сердце её величества к перемене Олонецкой епархии на Старорусскую, а потому и повелено её величеством Феофила определить Епископом Старорусским первым, а пребывание иметь ему в том же Хутынском монастыре, переведши штат весь и имение из Олонца во оный, где и был он епископом год, а в 1788 году переведён именным её величества указом в Тамбов, где он прожил девять лет, т.е. до 1797 года, управляя со всевозможным рачением епархией, дом архиерейский с монастырём, находящимся при оном, весь соорудил с подошвы каменным зданием по случаю претерпенных им довольных искушений, также и ризницей, довольно он снабдил сие место, притом семинарию из Нижнего Ломова переведши в Тамбов, семинарское здание довершил, а при архиерейском доме и деревянную он же создал, да он же и земли довольное количество к дому архиерейскому приобретши и дом архиерейский отъездной на оной земле выстроил. С таковым же рачением и ревностью управлял он епархией, что можно видеть из дела и многих его определений, в консистории имеющихся. Его всегдашняя была речь «делаю я, да будет слава Богу, а не нам». Приметить же должно и то, что всё вышеписанное здание под единым присмотром созидаемо было и практикой эконома дому иеромонаха Нафанаила без архитектора и совершилось через восемь лет 1797 года, в коем году преосвященному было от рождения пятьдесят седьмой год».

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №3



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind