Сообщение А.Л. Лебедева и Ф.И. Пацюкова

June 5, 2014 | Comments Off on Сообщение А.Л. Лебедева и Ф.И. Пацюкова

Согласно предложению общего собрания членов Тамбовской учёной архивной комиссии, выраженному в журнале его 19 прошлого августа (ст. 8) узнать, действительно ли в церкви села Громушки Козловского уезда имеются древние иконы и утварь, о которых сообщалось в № 78 «Тамбовских Губернских Ведомостей» за нынешний год, мы посетили означенную церковь и о результате этого посещения имеем честь сообщить комиссии.

В означенной церкви действительно имеются 20 древних икон, которые мы и осмотрели.

Первая, находящаяся в алтаре, икона Божией Матери, 1 арш. 5 верш. вышины и 13 верш. ширины, как кажется, очень древнего письма, на дереве, без ризы, с медным венцом грубой работы; вверху надпись: «образ всех скорбящих радость», а по сторонам в разных местах, на хартиях надписи: «обидимым заступнице», «нагим одеяние», «алчущим питательнице», «старым утешение», «странным помощнице», и после каждого стиха припев: «помилуй нас, Владычице!» По словам жены местного священника, присутствовавшей по случаю болезни её мужа, при посещении нами церкви, икона эта особенно чтима прихожанами, которые берут её из церкви в дома для совершения молебствий по разным особым случаям в их жизни.

Вторая икона — Казанская Божия Матери, помещённая в церкви, у левого клироса, показалась нам ещё более древнего письма, на дереве, вышиной 7 верш., а шириной 5¾ верш., в серебряной ризе нового чекана и с таким же венцом, украшенными разноцветными каменьями; находится она во вставленной в рамку металлической доске, на которой по обеим сторонам иконы изображены во весь рост архангелы Гавриил и Михаил как бы держащими её.

Из 16 икон, находящихся в притворе, также старинной иконописи в строго византийском стиле, 14 одинакового, довольно большого размера, именно: 2 арш. 6½ верш. вышины и 1 арш. ширины. По всей вероятности, если иконы эти не копии с икон Успенского Собора или какого-либо из храмов Троицкой Лавры, с которыми у них много общего, они совершили много переселений. Очень может быть, что они из старинного иконостаса какого-либо Московского или Лаврского храма, по устройстве нового, были разосланы в провинции и могли попасть в Козлов, в Соборную церковь, а затем очутиться в церкви с. Громушки, где также сначала помещались в иконостасе, наконец, и здесь, по устройстве нового иконостаса, они приютились теперь в притворе этой церкви. Несомненно одно, что иконы эти взяты из старинного иконостаса какого-то храма огромного размера, так как, судя по изображениям на них, довольно хорошо сохранившимся, можно с уверенностью сказать, что они помещались в 3-м или 4-м ярусе такого иконостаса.

На них изображены во весь рост: 1) Св. пророк Исаия, с горящим факелом в левой руке; в правой — хартия с надписью: се дева во чреве примет…; 2) Св. пророк Иеремия, с надписью на хартии: Господ рече в суше возопи…; 3) Св. пророк Даниил, с надписью на хартии: отсечется камень от горы…; 4) Св. пророк Захария, с длинным в руке посохом, оканчивающимся копьём, и с надписью на хартии: Благословен Господь Бог Израилев; 5) Св. пророк Илия, с надписью на хартии: видех се Дух велик и…; 6) Св. пророк Давид в короне, в руке хартия с надписью: слыши, дщи, виждь и приклони ухо твое; 7) Преподобный Марко; 8) Св. архистратиг Михаил, с копьём в руке; 9) Св. архидиакон Стефан, в левой руке держит камень с надписью на нём: камень, от него же пострада; 10) Св. евангелист Марк, с полуразвёрнутым Евангелием в руке; 11) Св. евангелист Лука, написанный молодым; 12) Св. апостол и евангелист Матфей с Евангелием в правой руке; 13) Св. апостол и евангелист Иоанн, написанный в старости, с седыми волосами на голове и с седой же курчавой бородой; 14) Св. апостол Пётр, в руке ключ, на хартии надпись; Ты еси Христос, Сын…

Остальные из числа 16, находящихся в притворе икон, 2 меньших размеров и иной формы, а именно: 15) Св. пророк Захария Серповидец, с виду моложав, в руке хартия с надписью: украшайся; размер иконы вышиною 7½, а шириной 14½ верш. и 16) Образ снятия с креста Господа Нашего Иисуса Христа, по-видимому, очень древний, значительно почерневший, вышиной 1 арш. 12½ верш., а шириной 1 арш. 7 верш.; около креста 2 лестницы, на которых Иосиф и Никодим снимают Спасителя с креста; снизу поддерживает его Симон Киринейский, с правой стороны — лобзание Иисуса Христа Иудой, и вокруг слуги с факелами; в нижнем правом углу иконы — на коленях у Марии Клеоповой, без чувств, Св. Дева Мария, которую поднимает за руку Иоанн Богослов, а возле них плачущая Мария Магдалина и Соломия; с левой стороны иконы особо, пригвождение к кресту Иисуса Христа, в лежачем положении, над Ним стоят Богоматерь и народ. Наконец, последние две иконы, помещающиеся в паперти, по сторонам входной двери в притвор: одна — Богоматери, а другая — Иоанна Богослова (моложав), одного размера, вышиной 1 арш. 13 верш. и шириной 8½ верш. Обе эти иконы, вероятно, некогда стоявшие по обеим сторонам Креста, какой обыкновенно ставится наверху иконостаса, быть может, даже того самого иконостаса, с которого взяты все описанные выше иконы. За исключением одной, именно изображающей снятие с Креста (№ 16), которая писана по современному способу, живопись всех остальных 19 икон произведена на левкасе, который, в особенности на некоторых из них, значительно попортился.

Не будучи знатоками церковной археологии, мы не можем, конечно, определить степень достопримечательности виденных нами икон, а потому, сообщая о них настоящие сведения, мы имеем честь предложить Комиссии, не найдёт ли она нужным обратиться с этой целью к кому-либо из знатоков этого дела с просьбой сделать осмотр означенных икон и дать своё заключение.

Что касается до слуха, сообщённого корреспондентом «Губернских Ведомостей» о том, что иконы эти будто так драгоценны для старообрядцев, что они предлагали за них большие деньги, то он едва ли верен. Мы, по крайней мере, не заметили в них ничего особенного в этом отношении. Если же, быть может, и были там прежде такие иконы, то теперь их уже нет. Старообрядцы интересуются более такими иконами, на которых изображения с именословным перстосложением. Мы ещё более убеждаемся в том, что ныне имеющиеся там иконы нисколько не интересуют старообрядцев, так как все они, за исключением 2-х, находящихся собственно в церкви, помещаются в церковном притворе, в котором окна сделаны без железных решёток и настолько невысоко, что через них свободно и удобно, стоя на земле, можно видеть те иконы. Поэтому, если бы они действительно были так дороги старообрядцам и если бы им не удалось приобрести их за деньги, то они, верно, нашли бы другие средства присвоить их себе.

Из церковной утвари особенное внимание наше обратило на себя напрестольное Евангелие, по-видимому, очень древнее. Время и место печати его неизвестно, так как заглавного листа в нём нет. Очень может быть, что лист этот был вырван с целью сохранить эту книгу во время неурядицы, царившей у нас по случаю распоряжения отбирать старые богослужебные книги для уничтожения их. А что Евангелие это довольно древнее, можно заключить из того, что приложенная в конце его Пасхалия начинается 6917 годом от сотворения мира и с 1409 года по Рождестве Христовом.

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №6



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind