Jun
6
Доклад члена комиссии М.Г. Розанова о его архивных занятиях по городе Елатьме
June 6, 2014 | Comments Off on Доклад члена комиссии М.Г. Розанова о его архивных занятиях по городе Елатьме
В июне месяце настоящего года мне пришлось быть в городе Елатьме и я воспользовался этим случаем для ознакомления с местными официальными архивами и собирания сведений о памятниках местной старины.
В Елатьме имеются три официальных архива из наиболее старых, именно архивы уездного полицейского управления, городской управы и дворянской опеки. Относительно архива полицейского управления местный исправник елатомский уездный исправник, с 1888 г. — правитель дел Канцелярии тамбовского губернатора”>А.Ф. Белынский сообщил мне, что все хранившиеся в архиве старые дела, принадлежавшие судебным местам, старого устройства, отосланы в своё время в центральный архив при Тамбовском окружном суде и в архиве остались только дела полицейского управления, относящиеся к последнему времени. Ввиду этого я обратился к архиву городской управы. Местный городской голова И.А. Виноходов с большою предупредительностью отнёсся к моему желанию осмотреть архив и оказал в этом полное содействие.
Архив городской управы помещается в каменном здании управы, в нижнем этаже, под каменными сводами и в пожарном отношении вполне безопасен. Архивные дела находятся в относительном порядке, так что каждое отдельное дело может быть находимо без особого затруднения, за исключением нескольких разрозненных связок, очевидно кем-то уже разбиравшихся: в этих связках заключались дела за 1845—1849 годы.
Архивным делам имеется обстоятельная опись; по ней значится 4994 дела, с 1786 по 1870 год (год введения городового положения) включительно. Содержание дел составляют различные предметы ведомства городского управления, а именно: городское благоустройство, пожарная и больничная части, раскладка и сбор городских доходов, сдача городских имуществ в аренды и пользования, выборы должностных лиц городского управления, сведения о движении народонаселения, о приписке разных лиц к городским сословиям и увольнении из оных, о выдаче торговых свидетельств и паспортов, о рекрутской повинности, о постройке казённых и общественных зданий и т. д. Особенное моё внимание по описи обратили на себя дела за 1845 год под следующими заглавиями: «№ 1710 Тамбовские Губернские Ведомости. — Историческая записка» и «№ 1766 по предписанию губернатора о доставлении копии с исторической записки о городских зданиях»; но к великому сожалению, обоих этих дел в архиве не оказалось. Связка, в которой находились эти дела, оказалась развязанною и разрозненною. Кто разбирал связку — неизвестно; по словам господина Марыгина, нынешнего архивариуса, архив был разбираем чиновником М.И. Знаменским, командированным в 1870 годах из Тамбова в уездные города губернии для разбора дел магистратов и ратуш перед сдачею их в центральный архив. Знаменский имел постоянное жительство в Тамбове и, по словам г. Марыгина, умер года два назад. Интересно бы знать, не осталось ли после него в его доме каких-либо бумаг и предметов по архивному делу.
По описи значатся Тамбовские губернские ведомости за некоторые прошлые годы (начиная с 1838 г.); два попавшиеся мне под руку при осмотре архива экземпляра их, а именно за 1739 и 1843 гг., предложены мне были городским головою для передачи в архивную комиссию и при сём представляются; в ведомостях за 1843 г. напечатана, между прочим, статья неизвестного автора под заглавием: «Краткая история Тамбовской губернии».
На моё замечание, что следовало бы передать архив в распоряжение архивной комиссии, господин городской голова отозвался, что городская управа охотно сделает это, с принятием на себя хлопот и расходов по пересылке, если на таковую передачу последует официальное предложение от господина начальника губернии.
Кроме дел, находящихся а архивном помещении, мною были осмотрены, по предложению секретаря управы г. Лёгкого, следующие старые документы, хранящиеся отдельно в присутственной комнате управы, в особой пачке: 1) грамота царя Алексея Михайловича от апреля месяца 1654 года «о мытах и перевозах», напечатанная на одной стороне столбца длиною до ½ аршина, шириною до ½ аршина, за большою красною восковою на шнуре печатью; этою грамотою установляются определённые размеры мытных пошлин и мостовщины на реках, перевозах и проезжих дорогах; 2) грамота — столбец царей Ивана и Петра Алексеевичей от 1703 года на владения города Елатьмы, выданная из Приказа Большого Дворца на имя стольника и воеводы Льва Романовича Ермолова; 3) план города Елатьмы под следующим заглавием: «геометрический специальный план г. Елатмы градской селидебной земли, владение купечества и мещанства, межевания, учиненного в 1775 году мая 22 дня первоклассным землемером капитаном Михайлою Головиным, а внутри того владения по исчислению земли состоит: под строением купечества и мещанства 250 десятин, у церковнослужителей под строением 7 дес. 880 кв. с, под церквами и кладбищами 3 дес. 1450 кв. с, под большими дорогами 1 дес. 300 кв. с, под просёлочными 300 кв. с, под островом (против города, на р. Оке) 30 дес. 1157 кв. с, под половиною Оки реки 102 дес. 558 кв. с, под бечевником по берегу Оки реки 7 дес. 1600 кв. с, под озером, прудом, под протоками и под половиною оных 1 дес. 840 кв. с, а всего во всей окружной меже, кроме состоящих внутри старого городища серного завода и полотняной фабрики, 403 дес. 2285 кв. с; в том городе по последней ревизии сказкам состояло купечества 72 души, а ныне налицо 112 душ, мещанства по ревизии 1766, а ныне налицо 108 душ».
В «описании смежных земель» значится: «да внутри градской селидебной земли состоит под литерою Г. Старое Городище (по плану — в центре города), под литерою Н. завод серной купоросной и красочной владение второй гильдии купца Фёдора Мещелина и Ивановых детей Семизовых, под литерою G полотняной фабрики владение содержателя первой гильдии купца Марки Васильева сына Коржевина».
На плане обозначено 7 церквей (теперь их в городе 12).
При плане имеются межевые книги городской, выгонной и находящейся под упомянутыми заводами земли; самая интересная из них межевая книга «города Елатьмы старому городищу»; из неё видно, что в то время, к которому относится план, в Старом Городище находилась церковь, «что прежде был мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы, с приделом св. славн. апост. и евангелиста Иоанна Богослова, с кладбищем и усадебными землями священнослужителей».
Ввиду указания на существование некогда в Старом Городище мужского монастыря, я счёл необходимым осмотреть единственный памятник этого монастыря — Рождественскую церковь, в чём оказали мне содействие местные церковный староста П.И. Умнов и священник О.И. Лекторский. Местность Старого Городища, в которой находится церковь, отделена от остальной части города искусственными рвами, вроде рва в Тамбове, идущего от Казанского монастыря мимо церквей Архидиаконской и Знаменской к Студенцу, и представляет небольшой неправильный четырёхугольник; в этом четырёхугольнике сосредоточены в настоящее время Рождественская церковь, тюремный замок, здание городской управы и полицейская каланча с пожарным сараем; церковь стоит на северо-восточном краю Городища, на вершине берега Оки, носящей, по имени церкви, название Рождественской горы. Теперешняя церковь каменная, сравнительно недавней (может быть, конца прошлого или начала настоящего столетия) архитектуры. Между церковною утварью самые старинные предметы представляют собою серебряные крест и сосуд (потир) с следующими вырезанными на них надписями: на кресте: «1708 приложил сей крест господен в Елатьму на городище в обитель Рождества Пресвятыя Богородицы москвитин казённой слободы Потап Яковлев сын Клюев, а родом елатомец, для поминовения родителей своих»; на сосуде: «Сей честный сосуд с принадлежащими (т.е. с принадлежностями — лжицею, копием и пр.) устроены во обитель Пресвятыя Богородицы, что в Гелатьме, московского купца Онисима Федотова, для поминовения своих родителей, 22 февраля, а весу в них 213 золотников». Из икон самая старинная икона Божьей Матери в бархатной шитой серебром ризе; внизу иконы — надпись, из которой я мог прочитать только первые слова: «1709 апреля 9» и последнее: «Истомин»,— вероятно фамилия жертвователя; остальная часть надписи слилась с загрунтовкой. — Рождественская церковь считается в Елатьме самой древней.
Другой из осмотренных мною елатомских архивов был архив дворянской опеки. Он помещается в деревянном амбаре при доме частного лица. Описи архивным делам нет. Насколько возможно было определить по поверхностному осмотру архива, находящегося в значительном беспорядке, в этом архиве хранятся дела за время, начиная с 1810 года. Я успел просмотреть лишь несколько связок за время 1811—1825 гг. и нашёл в них бумаги, относящиеся исключительно до опекунских управлений имениями. В нарядах указам мне попались три указа Тамбовского губернского правления по спорам о наследстве, оставшемся после надворного советника Ивана Ивановича Лутовинова, между его родною племянницей Варварой Петровной Лутовиновой (впоследствии Тургеневой, матерью И.С. Тургенева) и сёстрами наследодателя Сергеевой, Шеншиной и Аргамаковой. Из этих бумаг, интересных только по имени матери знаменитого писателя, видно, что имения Лутовинова, перешедшие к Тургеневым, находились при сёлах Истлееве, Почкове и Сасове Елатомского уезда.
После заштатного города Кадома, Елатьма — самый древний город Тамбовской губернии. Первое положительное известие о Елатьме относится к 1426 году, когда грамотой 20 апреля великий князь Василий Васильевич Тёмный отдал мещерские города Елатьму и Кадом в прокромление отчинникам Протасовым, следовательно, с полной достоверностью можно дать существованию Елатьмы, как города, до 400 лет. Многочисленные археологические находки по берегам Оки свидетельствуют, что и доисторическая жизнь в этой местности также началась и развилась очень рано. В № 52 «Тамбовских Губернских Ведомостей» за нынешний год сообщалось о поступлении в тамбовский музей остатков каменного периода — черепков глиняной посуды и кремневого скребка, найденных господином Литвиновым на берегу Оки, против города Елатьмы. В дополнение к этому я узнал, что как в этой, так и в других местностях Елатомского уезда часто находили и находят до сих пор много остатков доисторического мира в виде костей человека и животных, кремневых орудий и глиняных изделий. Из таких остатков я видел у местного землевладельца Л.С. Снитко кремневое орудие, найденное в окрестностях села Потапьева; у другого землевладельца В.А. Доппельберга находятся кости в несколько пудов весом допотопного животного, найденные в той же местности; кости эти г. Доппельберг собирается передать в наш музей; года 3 или 4 назад, как я слышал, на берегу Оки был вырыт случайно цельный глиняный кувшин первобытной работы,— куда он девался, неизвестно. Как на весьма любопытный остаток старины, следует указать на пещеры, находящиеся в берегу Оки, близ села Пустыни, верстах в 3-х от Елатьмы (к сожалению, мне не удалось осмотреть их). Раскопки и другие способы исследования по Елатомскому уезду, без сомнения, дали бы богатый археологический материал.
Одной из ближайших задач нашей комиссии, ввиду этого, следует поставить усиленное археологическое исследование города Елатьмы и близких к нему местностей. Я не обманусь, кажется, если скажу, что в среде местного общества мы найдём людей, от которых встретим сочувствие и содействие этой задаче; по крайней мере несомненно, что в некоторых местных жителях есть живой интерес к родной старине; из числа таких лиц я могу указать на П.И. Умнова и А.П. Самгина: последний имеет мысль о праздновании 500-летия города Елатьмы, руководясь в определении времени основания города, вероятно, предложениями некоторых местных тамбовских историков, относящих происхождение города Елатьмы к 1381 году. Затем в Елатьме есть классическая гимназия, между преподавателями которой, конечно, найдутся лица, которые не откажут нам в своём содействии к розыску и описанию остатков старины.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №10
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.