Сообщение И.И. Дубасова

June 11, 2014 | Comments Off on Сообщение И.И. Дубасова

Милостивые Государи. Открывая настоящее заседание, я обращаю Ваше внимание на новые источники по истории нашего края: на Историю Татищева, князя Щербатова, на Российскую Вивлиофику и на разрядные книги. Вероятно, многие из наших сочленов, желающих приложить к нашему общему любимому делу своё знание и труд, найдут в этом моём заявлении новый повод к нашей совместной научной предприимчивости.

На основании указанных мною источников, членами нашей комиссии пока ещё не разработанных, я делаю беглый и краткий исторический очерк.

По Страбону, местность Тамбовской губернии около Рождества Христова была пустыней. С течением времени тамбовская пустыня начала, хотя и медленно, оживляться. В нашу глушь, чрезвычайно богатую и зверем рыскучим, и рыбными речками текучими, и всякою лесною ягодою, и всяким лесом и кустарником, охотно пошли разные финско-тюркские племена. Поэтому Константин Багрянородный причисляет уже наш край к местностям сравнительно населенным. По его географии, тамбовский север в IX в. был населён мордвою, а восток и юго-запад — хозарами.

Около половины XI века на западе Тамбовского края, близ донских вершин, поселились печенеги и половцы. Враждуя с рязанцами, наши аборигены часто донимали их своими дикими набегами, всё пленующе и пожигающе. Но иногда и им попадало. В 1149 году приидоша половцы на пределы рязанские, князи же рязанские, собрав рать, пошли на них на р. Б. Ворону и многих половцев побили и в полон взяли.

Прошло шесть лет. Высоко росли дубы и сосны нашего края. Множились наши звери лесные и наши рыбы речные. Обильно носились в жарком летнем воздухе нашем бесчисленные дикие пчёлки… И вот пришли к нам волжские болгары, и был им от рязанских князей бой великий, и избивали болгар спящих во время их оплошного ночевания и не было болгарам никакой пощады… И нарушился величественный покой лесной нашей глуши и проснулась наша молчаливая степь от стонов и криков человеческих…

В 1183 году снова пришли в нашу сторону неугомонные болгары. В это время великий князь Всеволод III был уже стар и немощен. Ратное дело стало ему не под силу, и он послал на болгар свою дружину с известным тысяцким Матвеем Андреевичем. Близ города Кадома храбрый воевода настиг своих неприятелей и был у них жестокий бой и едва болгар победили. Эта победа стоила, однако, рязанцам слишком дорого. Сам тысяцкий пал в бою, желая примером личной начальственной доблести воодушевить колебавшуюся дружину…

С приходом татарских полчищ краю нашему стало ещё хуже. Сначала сам Батый прошёл по нашей земле, затем нашу тамбовскую сторону стали донимать баскаки, например, баскак Ахмат — разоритель княжества Липецкого. А потом, с прекращением татарщины, стали делить нашу мордовско-мещерскую область князья московские и рязанские, причём рубежом их владений была р. Цна. А все мещерские бортники, писал Иоанн III, и мордва со всеми доходы мои суть по старине… и всю мещеру, с волостьми и с селы и со всём, что к ней потягло и князей мордовских с их отчинами сыну моему даю…

Разноплеменная тамбовская сторона скоро совершенно подчинилась московской власти. В 1552 году Иван Грозный во время казанского похода остановился 12 станом на р. Алатыре. В это время пришёл к нему с дружиной темниковский князь Еникей. Служилые

Еникеевы люди были татары и мордва. Последние привезли царю и его войску множество хлеба, скота, дичи и мёду… Ласково принял наших верных и щедрых инородцев молодой московский царь. Был им в государевом стану почётный пир. От царской ласки наши мордовцы стали ещё тароватее на всякую государственную подмогу, и с тех пор мордва и Русь стали заедино…

В 1559 году царь и великий князь посылал свои дружины на ливонских немцев. С царевичем Тохтамышем и боярином князем Микулинским пошли в поход и наши темниковские и ценские люди, в левой руке, со Григорием Никитиным сыном Сукиным… А в сторожевом полку шли кадомские люди с воеводою князем Гагариным… Покидали наши старожилы свою родимую сторону и шли к чужедальным иноверным людям с огнём — мечом, и были у них сечи многие и великие…

Того ж лета был в Шацке воеводой князь Ф.И. Хворостинин, и был он послан против крымцев головой большого полка, при царских полчанах…

Все эти сведения, только что мною приведённые, настолько важны для истории нашего края, что я считаю необходимым просить разрешения нашего общего собрания относительно того, чтобы все указанные мною источники, в данном случае резюмированные, были напечатаны в нашем издании в виде полных выписей.

Продолжаю свои выписки, на этот раз, из разрядных книг и при том с теми же намерениями относительно напечатания.

В предлагаемых мною Вашему вниманию документах заключаются походные записи местных городовых воевод и иных служилых людей. Так, например, под 1633 годом значится: «На Лебедяни Ив. Григорьев сын Писарев, а с ним детей боярских лебедянцов 58 чел., новиков 136 году 80 чел., стрельцов с пищальми 102 чел., казаков с пищальми ж 220 чел., пушкарей и затинщиков 39 чел., воротников 2 чел., кузнецов 4 чел.».

В год основания города Тамбова в Шацке были следующие служилые люди: «Воевода Гаврило Константинов сын Юшков, а с ним детей боярских 10 чел., осадный голова 1 чел., губных старость 2 чел., городовой прикащик 1 чел., стрельцев, пушкарей и затинщиков 53 чел., черкась 5 чел., беломестных атаманов и эсаулов и казаков 106 чел., полковых казаков 73 чел., сторожевых казаков 20 чел., отставных стрельцов и казаков 27 чел., стрелецких детей и захребетников 9 чел., пушкарских и захребетниковых и разсыльщиковых детей 18 чел., беломестных казаков детей, и братьи, и племянников 30 чел., половинщиков 36 человек».

Относительно г. Темникова под 1625 годом записано: «Воевода Афанасий сын Кукорин, а с ним князей и мурз и татар 383 чел., черкась 15 чел., мордвы 1020 дворов, а на службу из того числа хаживало 340 ч. с 3-х дворов человек».

Замечательно, что наши воеводы большею частью справляли государству посольскую службу. Так, в 1646 году, послал государь в свецкую землю к королеве Христине своим государевым послом кадомского наместника Богдана Минича Дубровского. Через 2 года тот же Дубровский, во время приёма нидерландского посла Кондрата Бурга, был в ответе…

21 апреля 1651 г. литовскими послы в ответе ж был шацкий наместник Степан Гаврилов Пушкин.

В 1667 году в Москву приехали польские и литовские послы. Дела наши относительно посольства были крайне запутаны. Уже слишком много на малорусских, белорусских и литовских полях пролито было нашей и братской польской крови. Нужно было умилостивить ангела смерти, нужно было вложить меч в ножны… И вот для переговоров с польско-литовскими дипломатами избран был самый искусный московский боярин — шацкий наместник Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин. А в приставах у польских послов был стольник Матвей Степанов сын Пушкин. Сначала боярин со стольником жили ладно, потом пошли у них взаимные пересуды и перекоры. Говорливые клевреты враждовавших сторон усердно шпионили, доносили и систематически разжигали распрю… Дело кончилось тем, что 30 октября 1667 года Ордын-Нащокин бил челом великому государю на стольника Пушкина о бесчестье и оборони, чтоб великий государь пожаловал, велел ему Афанасью с ним Матвеем в отечестве оборонь дать…

2-го ноября 1667 года думный дьяк Дементий Башмаков сказал с постельного крыльца Пушкину государев указ… Писал ты, Матвей, что меньше боярина Офонасья Лаврентьевича быти тебе не вместно, и ты Матвей, бил челом великому Государю не делом, а преж сего мест не бывало и ныне нет… И после того своего челобитья ты, Матвей, на посольской двор многое время не ездил и тем государеву делу многое учинил мотчанье. И за безчестье боярина Афонасия Лаврентьевича Ордына-Нащокина указал Государь и бояре приговорили: тебя, Матвея, послать в тюрьму. А в приставах у послов указал Государь быти по-прежнему тебе, Матвею, а не будешь в приставах, и тебе быти от Государя в великом разореньи, вотчины и поместья укажет у тебя Государь отнять на себя Великого Государя… В тюрьме Матвей Пушкин просидел только один час. Царь его пожаловал, выпустил. Подсудимого привели на верх, на красное крыльцо, и тут думный дьяк Башмаков снова сказал ему государев указ о продолжении службы. Но Пушкин упорствовал. Выслушав с непокрытою головою царского вестника, он ответил ему:

—А мне, Матвею, с Афонасьем отнюдь не бывать… Башмаков стал его усовещивать и грозил ему отнятием имений,

Пушкин продолжал:

—Хотя государь велит меня смертию казнить, не только разорить или вотчины отнять, а быть мне с Афонасьем не вместно, ибо Афонасий — человек молодой и не родословный.

Так и не поехал Пушкин на службу и сказался больным.

12 ноября 1667 года было у царя мирное докончанье с Яном Казимиром Польским. После речей великий государь укреплялся перед св. евангелием, причем аналой великому государю подносили благовещенский протопоп Андрей да боярин Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин.

17-го июня 1668 года по указу великого государя, английский посланник Иван Гебдон был в ответе в посольском приказе. А с московской стороны для дипломатических переговоров назначен был думный дворянин Богдан Иванович Нащокин, воевода Кадомский…

В 1671 году, по случаю царского бракосочетания, тамбовский воевода князь Борис Ефимович Мышецкий марта 19 пожалован был от государя ковшом, да камкой, да сорока соболями, да 15-ю рублями…

В 1674 году Тамбовский край переживал тяжёлую годину. Служилые люди наши большею частью ушли за Днепр, на татар и на изменников — заднепровских черкас; дома оставались слабейшие части наших гарнизонов. И вот пришли к нам калмыки многие и вал прокопали и городовых людей многих побили и лошадей и животину многую поймали…

Этот официальный отзыв слишком сух и краток, но всякий отлично понимает, какая огромная и разнообразная масса жгучего человеческого горя подразумевается в данном случае. И если бы на нашей дорогой родине когда-либо появился великий поэт, то он с могучею силою разработал бы все ужасы местной степной жизни, то была бы великая драма.

Источники:

1. Атлас графа Потоцкого, 1821 г.
2. История Российская Татищева, т. 2 примеч. 228; т. 3 стр. 37; т. 4, стр. 102, 231, 252, 329, 365, 459, 466-470 и 534.
3. История Щербатова, т. 3 стр. 174, т. 4, стр. 454, 572 и другие.
4. Древняя Российская Вивлиофика, т. 1 изд. 2, стр. 90—94, 124, 186, 273, 276, 164-181, 263-275, 408-434.
5. Царственная книга, стр. 157—162.
6. Выписки из разрядных книг и дворцовых разрядов с 1615-1675 год.

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №17



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind