Mar
3
Сообщение И.И. Дубасова о значении провинциальных архивов
March 3, 2015 | Comments Off on Сообщение И.И. Дубасова о значении провинциальных архивов
8 марта 1889 г.
Милостивые государи, старина имеет самую тесную связь с настоящим. Из прошлого выясняются факты, цели и задачи современного быта и будущего. Изучение старины не есть отчуждение от текущих событий и интересов… Напротив, в ней-то и заключаются фактические данные, освещающие всё современное… Поэтому исследования нашего отжившего быта, как бы они ни направлялись, имеют чрезвычайно важное, жизненное значение и должны быть ценимы и поощряемы не только во имя науки, но и в интересах совершающейся практической жизни.
Особенною научною важностью, мне кажется, отличаются все письменные документы, хранящиеся в разных правительственных и частных архивах. Неотложное их изучение необходимо не потому только, что они представляют самый достоверный, живой и разнообразный исторический материал, но и потому ещё, что все наши архивные хранилища подтверждены разным опасным случайностям и нередко, В большей или меньшей степени безвозвратно исчезают…
Какой громадный исторический материал подлежал бы изучению местной комиссии, если бы в разные времена наши архивы не уничтожались от разных причин!
Наши добродушные предки не пенили архивных сокровищ и не берегли их. Поэтому навсегда утратилась масса ценного исторического материала.
Я полагаю, что справедливость только что высказанной мысли видна и из следующего.
В 1786 году в Шацке было два дома, занятых провинциальным архивом: один одноэтажный из двух комнат подле острога, другой в два этажа около присутственных мест. Стены обоих архивных домов были гнилые и едва державшиеся, кровель над ними почти не было, так что канцелярские дела от снегов и от дождей повредились и к справкам были не годны…
Канцелярист Николаев, заведовавший шацким архивом, как ни был прост, всё же понимал, что погибает казённое добро, и на этом основании часто доносил своему начальству о состоянии архивов, но все его донесения оставались без внимания и ответа до 1789 года. В этом году шацкие власти приступили наконец к освидетельствованию архивских домов, хотя в этом не было надобности, так как зиявшие несметными дырами кровли сами за себя говорили… И оказалось: крыш, потолков и слег на обоих архивских домах не было, у дверей не было косяков, во многих домах стенные бревна выпали, многие дела сгнили, так что лист от листа рознять было нельзя…
Тогда наскоро покрыли шацкие архивы лубьями и дранью, но при первом сильном ветре слабо укреплённые кровли были разбиты и оказались на них многие и великие скважины…
Призадумались шацкие власти. До 1792 года они всё думали. Между тем в ночь с 18-го на 19-е сентября названного года в Шацке сделался пожар. Деревянные городские постройки мигом вспыхнули. Пламя охватило и истребило в городе 160 домов. В это время беспомощно сгорели и присутственные места. Сгорели почти целиком и архивы, и дым пожарный разнёс по шацким окрестностям многие местно-исторические тайны, которых уже не воротишь.
Прошла пожарная суматоха. Наскоро собрали немногие уцелевшие дела и снова бросили их в сырые и ветхие хибары для несомненного гниения и на верную погибель…
Так хранились у нас наши исторические документы… Но, слава Богу, не всё ещё погибло. В государственных, общественных и частных архивах нашего края, я уверен, немало ценных материалов. Пусть образованные и любящие дорогую нашу родину люди хорошенько вникнут в смысл настоящего моего сообщения и тщательно осмотрят свои фамильные сундуки с разным залежавшимся бумажным хламом, амбары и чердаки… Пусть они не отговариваются, что у них ничего интересного нет. А может быть есть?
14 лет назад, когда я приступал к изучению местных правительственных архивов, мне тоже настойчиво говорили, что в Тамбове, в его архивах, ровно ничего нет замечательного. Между тем на деле оказалось далеко не то. У нас возникла целая учёная архивная комиссия, которая постоянно и неизменно убеждается не в том, что у нас мало материалов для исторического изучения, а в том, что их очень много и что не хватает наличных сил для их научной эксплуатации…
То, что я высказал сейчас относительно Тамбовского края, более или менее верно и для всех наших губерний… Разным провинциальным архивным комиссиям, постепенно выступающим на поприще научно-исторического делания, предстоит великая и патриотическая задача, горизонты которой слишком обширны и потому ещё недостаточно определены…
Заканчивая своё краткое сообщение, я обращаю, милостивые государи, ваше внимание на те ценные документы, которые доставлены нам нашим почётным сочленом П.И. Пискарёвым. Его документы относятся к царствованию Петра Великого и живо изображают ту многотрудную эпоху, когда вся Россия призывалась царём-работником к бессменной тягловой работе, без всякия понаровки.
Вместе с тем имею честь представить общему собранию, для разбора, описания их кем-либо из господ членов комиссии, следующие не лишённые интереса дела, полученные мною в разное время и от разных лиц:
1) Переписку генерал-майора П.И. Смирнова, известного местного дельца из времён пугачёвщины.
2) Старые имущественные дела князей Маматказиных, Кашаевых и Гагариных.
3) Духовные дела (на имя благочинных) из времён местных епископов Феофила и Ионы, представляющие значительный историко-бытовый интерес.
4) Документы из эпохи 12-го года, скопированные членом комиссии И.В. Староградским.
5) Печатные манифесты императора Александра 1-го и разные другие исторические материалы.
Все эти документы, по моему мнению, заслуживают серьезного внимания и потому, я надеюсь, они найдут немало охотников для их внимательного просмотра.
И ещё предлагаю усердному вниманию членов нашей комиссии тщательно пересмотреть книгу Л.Л. Воейкова, в ней указаны почти все печатные источники по нашей тамбовской истории.
Было бы серьёзною заслугою для комиссии то, если бы кто-нибудь из вас, милостивые государи, разобрал, что есть у нас из указанных в книге Воейкова источников и чего нет. Тогда мы приняли бы все меры к сосредоточению в нашей архивной библиотеке всех печатных источников по истории Тамбовского края… Я убеждён, что это необходимо.
«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №23
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.