Речь И.И. Дубасова

July 7, 2014 | Comments Off on Речь И.И. Дубасова

23 июня 1889 г.

Милостивые государи, следующее наше заседание, по сезонным обстоятельствам, будет не ранее конца августа или начала сентября. Поэтому я тороплюсь обратить ваше внимание на одно предстоящее нам весьма важное дело.

В январе будущего года в Москве будет VIII археологический съезд. Так как к этому сроку будет приурочено воспоминание 25-летней деятельности Московского Императорского археологического общества, то учёный собор наш, по всей вероятности, [будет] отличаться особенною многолюдностью и обилием археологических и исторических экспонатов, не говоря уже о научных реферантах. Из этого моего напоминания, без всяких выводов и комбинаций, всем нам совершенно ясно, милостивые государи, что в VIII Московском археологическом съезде должна принять деятельное участие и наша учёная архивная комиссия — одна из первых по времени открытия. Но как это сделать?

Предлагаю общему собранию своё мнение и покорнейше прошу исправить и дополнить его.

Мы должны, мне кажется (по примеру других архивных комиссий, о чём давно известно из газет, а мне, кроме того, и из частной переписки с разными провинциальными архивскими деятелями), представить VIII съезду фотографические снимки с наиболее интересных местных древностей: зданий, церковных предметов, предметов палеонтологических, историко-этнографических и иных, по усмотрению комиссии. Поэтому я прошагаю общему собранию поручить кому-либо из нас, в составе не менее трёх членов, наметить самые предметы, достойные учёного внимания, и избрать в члены Тамбовской учёной архивной комиссии, для осуществления этого нашего предприятия, кого-либо из местных фотографов, между которыми есть люди вполне почтенные и бескорыстные… Иные предметы из нашего музея и архива мы могли бы отправить в Москву, на время съезда, и подлинниками. Конечно, на это потребуется некоторый денежный расход, но, я думаю, мы не будем смущаться ввиду этого обстоятельства, так как нами преследуются не коммерческие расчёты. Мы все хорошо знаем, что мы — учёное общество… Выбор подлинников для съезда желательно было бы поручить тоже тем нашим сочленам, о которых я упомянул выше.

Думаю, что совершенно необходимо также иметь на съезде и представителя нашей комиссии. На VII Ярославском археологическом съезде представителем Тамбова был я. В чём выражалась моя депутатская деятельность, об этом я своевременно докладывал собранию. Предлагаю сделать выбор депутата и теперь и выражаю уверенность в необходимости поручения избранному лицу — составить к съезду реферат на какую-либо, подходящую к задачам нашей комиссии или съезда, тему. Затем я перехожу к нашему архивскому делу. Один из наших московских сочленов, П.И. Астров, на днях представил мне несколько местных историко-юридических документов XVII века. Особенно интересен из них документ № 1. Он относится к сельцу Княжому Шацкого уезда и представляет собой договорную грамоту с их избранником — священником. По моему мнению, сообщение господина Астрова должно быть напечатано в наших «Известиях» (полностью).

Обращаю также ваше внимание, милостивые государи, на один интересный, принадлежащий нашему архиву, лечебник XVII века. Я просил одного из наших сочленов, врача Н.А. Покровского, подробно ознакомиться с названною рукописью. А пока представляю вам из неё следующую краткую выдержку:

«Трава есть верба именуема, иже всем травам мать, есть она и матка пчелная, без неё пчелные матки молодые не засевают никако, помощь её человеку, кто варит её с вином фряжским и пьёт, тот человек того дни не боится падучие немощи, на всяк день пей ту траву, или клади траву в воду и умывайся с неё и пей на всяк день, кто немочен падучею болезнью, кого бес мучит и он бы умывался с травы и пьючи проговорил себе «Отче наш» весь до конца трожды: аще кто грамоты не умеет и он бы говорил умываючись и пьючи «Господи помилуй» 40 раз. И тое травы месяца июня от купальницы выкопати с корением в воскресный день, встав рано до солнечного всходу и умывся, а был бы чист человек за три дни и не гневен и податлив ко всякому требующему от него, а копал бы без древа и без железа, а копати тоя траву тремя персты правыя руки и левыя первый большой перст, а копаючи, говорить грамотному человеку псалом пятьдесятной «Помилуй мя Боже» весь до конца, а кто грамоты не умеет и он говори «Господи помилуй» 100 раз… И выкопав, вынять траву из земли и прекрестить лице свое трожды, да поцелуй траву трожды, корень трожды ж и говори: «Сохрани мя Господи и помилуй ради имене Твоего Святого, ты еси мать трава, всем травам от Бога сотворена, а от земли рождена, соблюди мя раба Божия от диавольского мечтания и напастей всех злокозненных и от сопостат моих зломыслящих спаси мя, ради Святыя Богородицы и святых ангел и архангел и всех святых, угодивших Христу Богу нашему, аминь». И обвей шёлком корень, а сверху скорлатным лоскутом или оксамитом или золотным каким-нибудь лоскутом, бархатным или атласным или камчатным, и держи то в дому своем и остерегися притчи всякие, емли с собою и на бой в войне, и в суде судиться с недругом, и в пир от ведунов и от ведуний, и не будеши испорчен николиже; аще в дому она, сохраняет дети малые; не драчуешь их никогда, или сделай водку или соку выжми из травы и то в очи пущай, кои больны, вельми уздравишь, тем сие весьма изыскано и испытано от царя Китовраса самого, и от царя Соломона, и от Дария Лукопера, и от всех философов, еллинских и греческих христиан.

«Известия тамбовской учетной архивной комиссии», №24



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind