Sep
6
«Свободная торговля» и свободный разбой.
September 6, 1919 | Comments Off on «Свободная торговля» и свободный разбой.
Нет сил и нет слов передать всего того, что пережил Тамбов за дни пребывания в нем казаков. Чего тут только не было! Тут были и «свободная торговля», и свободные грабежи, и свободное пьянство, и несвободные убийства, и свободные насилия над беззащитными женщинами, и свободные издевательства над евреями, и свободные погромы, и свободные взрывы складов и зданий с свободными жертвами, взлетевшими на воздух вместе с кусками кирпичей и всякой всячины.
Чуть ли ни на каждой площади и улице происходила торговля, как в былые дни на нижегородской ярмарке. Пьяные и ошалевшие от своих «побед» казаки торговали мануфактурой, сапогами, сахаром, спичками и всякой всячиной, получая за все от покупателей только керенками.
«Брали дешево», говорят очевидцы. Еще бы, ведь недорого и им все это досталось! Кусок мануфактуры, который бы мог обслужить нужду нескольких семейств, продавался кому попало за 200 или 300 руб. Правда совсем дешево? Расценивалось все это не из тех соображений, в состоянии или не в состоянии купить бедняк, а из тех соображений можно ли все вырученное от «свободной торговли» разложить так по карманам и сумкам, чтобы не могло остаться лишних керенок, которые бы потом некуда было класть. Когда у всех торгашей были битком набиты карманы и сумки, они пускались на «благотворительность», раздавая все остатки бесплатно. Это была, так называемая на белогвардейском языке, «свободная торговля» достоянием ограбленного народа Советской Республики.
В тот момент, когда происходила эта «свободная торговля», шла другая не менее забавная «работа»: местные обыватели города и съехавшиеся и сбежавшиеся из окрестных деревень и сел крестьяне, как стая голодных волков, цепляясь один за другого, точно зачумленные бегали из магазина в магазин, вытаскивая оттуда все, что могли захватить их жадные руки. По дороге на этих людей налетала другая ватага таких же удальцов, охотников на чужую собственность и начиналась отчаянная борьба за дележку, в результате которой было «успокоено» несколько человек. Один вор отнимал у другого вора награбленное, и оба кричали «батюшки, караул, грабят».
С позволения читателя приведу наглядный пример. Несколько человек, встретив женщину, бежавшую сломя голову с куском мануфактуры в руках, начали разматывать у ней последний и зубами разрывать на части. У пороховых погребов, крестьяне с городскими обывателями разыскивают ценное имущество: вырывают доски, от неосторожности происходит взрыв и искатели коростных приключений летят кусками, как щепки на воздух. После чего родными и знакомыми начинается отыскивание их трупов кусками. Весьма характерно предупреждение одного старичка, сказанное своим детям, таскавшим доски с порохового погреба. Он сказал «уж ни на гроб ли себе вы детки таскаете эти доски», когда его детки уходили последний раз за досками и после чего оттуда уже не возвращались. Они были убиты взрывом. Как эту картину назвать? Что посеяли, то и пожали? Нет это свободные жертвы свободного безумия людей от жадности потерявших рассудок.
Дальше толпа «интеллигентных» мальчишек водила озверевших казаков по квартирам евреев и коммунистов, из которых последние нередко вытаскивали мужчин и женщин; снимали с них верхнее платье и мужчин в нижнем белье гнали на виселицы, нанося по дороге удар за ударом нагайкой, а женщин тут же у квартир насиловали другие казаки. Как эту, душу раздирающую, картину назвать, я не нахожу слов. Читатель скажет: «это путешествие по частилищу», буржуазия называет эту картину «борьбой за поруганную веру и отечество», как это звучит красиво и гордо, но как возмутительно и гнусно перед нашими глазами!
Дальше еще эфектнее и ярче картина. В одной из гостиниц идет веселая попойка: течет вино и в рот, и на стол, и в карманы. Вместе с торжествующими «победителями» сидят «освобожденные от большевистского ига» тамбовские купчики и посылают угрозы по адресу своих «угнетателей», а напротив гостиницы под звон стаканов пылает памятник Карла Маркса и вокруг него гуляет, как никогда разодетая буржуазия, издеваясь над обнаженным несчастным евреем, которого казаки, потешаясь, гнали в пылавший костер, поистине великое зрелище! Такой картины, пожалуй, не написал бы и знаменитый Репин! На языке палачей эта картина называется «торжеством победителя над побежденными», которые никогда не сопротивлялись и держали себя безучастно ко всем происходящим сорытиям.
Вдали от города слышались гулы и треск взрывавшихся оружейных складов и пылали составы поездов с советским имуществом.
Да, мало казаки в Тамбове пробыли, но много обыватели Тамбова пережили. Не надо больше слов и доказательств, что несет России генеральская рать, все теперь хорошо узнали сами. И никто не захочет быть рабом или палачем и предпочтет беспощадную борьбу с тиранами всяким их «прекрасным порядкам».
А. Янин.
«Известия», 6 сентября 1919 г.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.