Дорожные впечатления.

September 6, 1919 | Comments Off on Дорожные впечатления.

Об эвакуации семейств коммунистов и других советских служащих было известно за несколько дней до нее и, следовательно, была полная возможность эту эвакуацию провести более удовлетворительно, но несмотря на кажущуюся возможность,— эвакуация началась бестолково и крайне неорганизовано.

Поданные под нагрузку вагоны долго не могли быть нагруженными, хотя довольно быстро и оживленно взад и вперед по городу сновали грузовые автомобили. И были тоже случаи, что эти вагоны занимались под иные цели и совершенно другими лицами.

Так, например, когда прибыли со своими семьями и вещами железнодорожные коммунисты, то предназначенные им вагоны были заняты Потелем и, после некоторых стараний, пришлось занять вагоны, стоявшие на другом пути.

Когда же поезд с эвакуируемыми семьями был готов, то оказывается надо было назначить ответственного конвоира и доставить для отправляющегося эшелона продовольственные продукты.

Пришлось по пословице: «На охоту ехать, собак кормить».

Такая ненормальность, конечно, не могла не нервировать отправляющихся. Нарождалось беспокойство и опасение за будущую дорогу, так как, если здесь в родном городе не проявлялось обеспечивающей заботливости, то что же можно ожидать в других городах.

Впрочем, это стало вскоре же и оправдываться. Почти что на каждой станции эвакуируемым семьям пришлось сталкиваться со всевозможными затруднениями и лишениями.

Главной причиной была полнейшая неизвестность о времени стоянки поезда на ст. На все вопросы о времени отправления поезда дежурные по станции отвечали одной стереотипной фразой: «не знаю».

Все зависило от технических условий соседних станций. И вот, благодаря этому, многие не рискуя быть оставленными от поезда, зачастую не могли достать себе кипятку и даже просто холодной питьевой воды. Правда, доведенные до отчаянной решимости «эвакуанцы» осмелели, что не только кипяток, но доставали даже в ближайших поселках для себя и некоторые продуты первой необходимости.

Во все время поездки жизнь «эвакуанцев» проходила, что называется, в борьбе за существование: как только поезд останавливался они высыпали из вагонов, добывали дров и тут же близ пути у вагонов разводили костры для приготовления себе пищи, очень и очень неприхотливой; больше всего состоявшей из воды и картошки а в редких случаях из кашицы.

Были случаи, когда во время приготовления пищи поезд неожиданно отправлялся и с трудом разожженный костер приходилось бросать едва успев подобрать с недоваренным «брандохлыстом» чугунок или кастрюльку.

Духовной пищи у «эвакуанцев» не было никакой и в досужее время приходилось волей неволей не брезговать всякими слухами и росказнями «очевидцев», сплошь и рядом рассказывавших всевозможные небылицы, как например: в одно время весь эшелон был до крайности встревожен пущенными кошмарными слухами о том, что в захваченном казачьими бандами в Тамбове улицы: Дворянская и Большая завалены трупами убитых.

Вообще старательные провокаторы и в поезде не давали покоя и одну за другой выпускали очередные сплетни и слухи.

Приходилось быть начеку и принимать доступные предохранительные меры. Так например: делались предостережения, чтобы во время ночных стоянок при тихом ходе двери вагонов запирались покрепче: из следовавших с эшелоном сопровождающих (коммунистов) была организована «поездная охрана», которая несла очередное дежурство на паровозе и тормазных площадках вагонов.

Снабжение эшелона продовольствием было ненормально, вследствии того, что в распоряжении заведывающего продовольствием запас продовольствия был крайне недостаточен, да к тому же, имеющийся запас: хлеб, соль, чай и сахар, нам коммунистам, приходилось братски делить со всеми другими, случайно следовавшими с этим эшелоном, пассажирами. Не обошлось и без инцидентов. При отправлении со станции Пенза Р.Ур.ж.д. на ст. Пенза М.К. ж.д., по небрежности руководящего маневрами — из числа 18 вагонов эшелона три вагона были, почему-то, отцеплены и оставлены в Пензе Р.Ур.ж.д., что вынудило «эвакуанцев» этих трех вагонов каждый раз прогуливаться за продуктами до Пензы М.К.ж.д., находящейся на трехверстном расстоянии.

В Пензе эшелону пришлось пробыть 3 дня и лишь на четвертый день он был отправлен на Ртищево.

За все время нахождения в пути, продовольственные продукты выдавались из Пензенского Губпленбежа в количестве из расчета, по существующей норме.

На обратном пути эшелон задержан был в Ртищеве и Кирсанове, но на других промежуточных станциях больших задержек не было.

Приятным разнообразием в жизни эшелона было — получение ответственным конвоиром в Ртищевском агитпункте газет: Центральных Известий, Правды и Бедноты, которые были хотя и далеко не свежими, но с большой радостью встречены и прочитаны «эвакуанцами».

В Тамбов эшелон прибыл 30 VIII—19 г.

Я. Николаев.

«Известия», 6 сентября 1919 г.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind