Сессия Верховного Совета СССР

August 26, 1991 | Comments Off on Сессия Верховного Совета СССР

В Москве 26 августа открылась внеочередная сессия верховного Совета СССР. В повестку дня сессии включены следующие вопросы:

1. О созыве внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР.

2. Сообщение Президента СССР М.С. Горбачева о ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом.

3. Об оценке роли руководства Верховного Совета СССР, отдельных его комитетов и комиссий, других государственных органов СССР и общественно-политических организаций в событиях 18 августа 1991 года и в последующие дни.

4. О доверии Кабинету Министров СССР.

5. О перечне первоочередных мер и законодательных актов, которые бы исключили возможность повторения событий, подобных тем, что имели место 18-21 августа 1991 года.

6. О создании парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота и рекомендации парламентам республик образовать аналогичные комиссии.

7. О необходимости срочной реорганизации аппарата Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СССР предусмотрел возможность включения в повестку дня и других вопросов.

Сессия постановила созвать внеочередной Съезд народных депутатов СССР 2 сентября 1991 года в городе Москве.

По второму вопросу повестки дня выступил Президент СССР М.С. Горбачев. (Изложение выступления Президента опубликовано в предыдущем номере газеты). Затем начались прения. Факт правоконсервативного государственного переворота подтвердил в своем выступлении исполняющий обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов. Он подчеркнул, что именно так квалифицировал события тех трагических дней российский парламент.

Сегодня уже ясно, сказал он, что нельзя увлекаться эйфорией победы, как и чувством мести по отношению к виновным в перевороте должностным лицам, организациям и общественным деятелям. Все созидательные силы нашего освобождающегося общества необходимо направить на позитивную деятельность и прежде всего форсирование радикальных реформ в экономике. Их центральным направлением должно стать сельское хозяйство. До сих пор реформы в этой области сдерживались стародубцевыми и их председательско-директорским лобби в Верховном Совете СССР и Российской Федерации. Надо наконец дать возможность крестьянам свободно выходить из колхозов и совхозов, получать землю, технику, удобрения и все необходимое для результативного ведения крестьянских хозяйств. Необходимо полное признание частной собственности – этот принцип надо реабилитировать. Он действует по всем мире.

Конечно, и без модернизации промышленности мы ничего не сможем сделать. Речь идет о преобразовании предприятий союзных министерств в полностью самостоятельные фирмы, деятельность которых регулировалась бы лишь налоговым законодательством. Необходимо сделать выгодным для западных фирм участие в этих предприятиях, их модернизации, расширении производства, улучшении сервиса и т.д. Р.И. Хасбулатов подчеркнул, что особенно важное значение имеет правильная политика конверсии военно-промышленного комплекса. Он указал также на необходимость сокращения государственного аппарата, огромного числа паразитарных структур в органах центральной власти, включая Министерство обороны и КГБ. Коснувшись проблемы укрепления государственности, оратор отметил, что государство только тогда государство, когда оно обладает двумя чертами – единством и неделимостью.

Сосредоточить внимание на ключевых проблемах призвал депутатов председатель Комитета конституционного надзора СССР С.С. Алексеев, выделив из них три наиважнейших – о нашем строе, о системе самой власти и о необходимости создания особого ведомства по охране Конституции. Строй, который опирается на армию и карательные органы, – это безнравственный строй, сказал выступавший, и внес предложение установить абсолютный запрет на использование этих структур в решении политических вопросов. Ни при каких обстоятельствах нельзя вводить войска и военную технику в города и селения, подчеркнул оратор, предложив упразднить КГБ СССР, оставив от этой организации лишь управления по разведке и контрразведке, а также охране правительственных учреждений.

Напомнив, что власть неразрывно связана с собственностью, С.С. Алексеев заметил, что пока будет существовать безграничная монополия государственной собственности, будет существовать тоталитарный строй. Руководящие правительственные органы, сливаясь с партаппаратом, диктовали свою волю народу.

Напомнив о том, что страна 70 лет жила в обстановке лжи и фальсификации, С.С. Алексеев сказал, что в эту систему был втянут и Комитет конституционного надзора. Требуется устранить ККН, заменив его конституционным судом.

На вечернем заседании было оглашено обращение патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к внеочередной сессии в котором, в частности, подчеркивается, что Русская православная церковь с самого первого дня не признала «ГКЧП» и была на стороне закона и свободы.

Мы празднуем победу демократических сил над реакцией. Низкий поклон москвичам, грудью ставшим на пути тех, кто готов был загнать нас обратно в стойло тоталитарного режима, заявил Президент Казахской ССР Н. Назарбаев, выступление которого продолжило дискуссию. В ней приняли участие руководители ряда республик, члены Верховного Совета СССР. Глава Казахстана выразил сердечную благодарность Верховному Совету РСФСР, Президенту России Ельцину, занявшему решительную, бескомпромиссную позицию в трагической ситуации.

Оратор отметил, что обновленный Союз уже не может быть федерацией. Ситуация существенно изменилась. Прошедшие события показали, как взрывоопасна, чревата кровью старая схема. Будущий Союз должен быть скреплен широкими договорными экономическими отношениями. Расходиться сейчас экономически не выгодно ни одной из 15 республик. При этом определенные функции должны остаться за общими союзными органами.

По мнению Н. Назарбаева, должна быть сохранена охрана общих границ, высший контрольный совет над ядерным оружием. Необходимо, чтобы армии каждой республики, как это уже решено в РСФСР, на Украине и в Белоруссии, направлять необходимое число военнослужащих для Министерства обороны Союза. Республика, считает Н. Назарбаев, должна иметь свое полноправное Министерство иностранных дел, регулирующее внешние связи с другими государствами. Словом, мы предлагаем заключить конфедеративный договор. Убежден, что только тогда можно достичь истинного равноправия республик, отметил Президент Казахстана.

Пожалуй, общее мнение о дискуссии выразил депутат А.А. Собчак, заметив, что «обсуждение оставляет крайне тягостное впечатление». И эта критика была выражена с конструктивных позиций: оратор попытался дать ответ на вопрос, что же необходимо делать сейчас, когда в стране тяжелейший кризис. Он подчеркнул: сегодня создаются благоприятные условия для того, чтобы быстро пойти вперед по пути политических и экономических реформ.

Шесть лет, сказал выступавший, все усилия осуществления реформ сдерживались коммунистическими структурами. Шесть лет все попытки что-то сдвинуть с места тормозились в результате того, что вся система КПСС, часть государственной структуры, тормозила либо вовсе не допускала каких-либо преобразований. Сегодня мы получили наконец возможность снять эти пудовые гири на ногах страны, обрели возможность пойти вперед.

И что же мы слышим? Больше всего меня беспокоит та тенденция, которая проявилась в ряде выступлений: попытка лишить страну ее руководящих органов, разговоры о том, что уже сегодня нам не нужны никакие единые союзные органы власти, что надо все это ликвидировать, что самостоятельность связана, так сказать, только с решением вопросов на уровне республик. И я вижу здесь две опасности. Одну из них депутат увидел в выступлении Н.А. Назарбаева, хотя, как заметил А.А. Собчак, он глубоко уважает этого человека. Оно было продиктовано определенными эмоциональными настроениями, связанными с рядом заявлений, тоже не менее эмоциональными, и российских депутатов, и кое-кого из российского руководства. Речь идет не о Б.Н. Ельцине, а были такие заявления о том, что нужно передать некоторые союзные функции российскому парламенту, российскому руководству, заявил оратор. Он увидел большую опасность в поспешных, эмоциональных, непродуманных решениях. Очень важно не допустить их.

Другая опасность, по мнению депутата, состоит в том, что КПСС пытается в республиках разговорами о национальной независимости сохранить коммунистические структуры, но в новом обличье – создать новые номенклатурные заповедники.

Выступавший призвал коллег к самокритичности, отметив, что, пожалуй, наиболее самокритичным было выступление М.С. Горбачева. Я считаю, заметил депутат, главная ошибка Президента и всего руководства состояла в том, что все экономические и политические изменения в стране тормозились и подгонялись под попытки реформирования структур КПСС.

Оратор подверг резкой критике Председателя Верховного Совета СССР. А.И. Лукьянов, по выражению выступавшего, «как опытный наперсточник, постоянно манипулировал повесткой дня, аппаратом парламента, нашими голосами для того, чтобы получить требуемое решение». И парламентарии терпели практически диктат одного человека, сказал он.

В 20.30 вечернее заседание внеочередной сессии Верховного Совета СССР было продолжено.

Было принято решение о приостановлении исполнения Анатолием Лукьяновым обязанностей Председателя Верховного Совета СССР до итогов обсуждения роли руководства союзного парламента в событиях 18-21 августа 1991 года. По этому вопросу было принято соответствующее постановление.

26 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind