Из постановления 3-й сессии ВЦИК XIII созыва по докладу Наркомата земледелия РСФСР о восстановлении и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области

November 30, 1928 | Comments Off on Из постановления 3-й сессии ВЦИК XIII созыва по докладу Наркомата земледелия РСФСР о восстановлении и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области

30 ноября 1928 г.

I

Заслушав доклад Народного комиссариата земледелия РСФСР о восстановлении и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области и о реконструкции сельского хозяйства в засушливых районах РСФСР, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет констатирует:

Проводимая рабоче-крестьянской властью индустриализация страны одновременно имеет своей задачей и всемерный подъем сельского хозяйства на основе его реконструкции.

Этот подъем сельского хозяйства предполагает как развитие и укрепление индивидуальных, крестьянских, бедняцких и середняцких хозяйств, так и массовую коллективизацию этих индивидуальных хозяйств в форме колхозов, коммун, артелей и различных видов кооперации. Поэтому очередной задачей правительства является оказание всемерной помощи хозяйствам бедноты и середнячества, а также содействия их массовым стремлениям к коллективизации своих распыленных хозяйств, при одновременной ограничении кулацких элементов деревни, пытающихся строить свое благополучие на угнетении бедноты и середняков.

Наряду с этим в деле подъема сельского хозяйства очередной задачей является и повышение товарности сельского хозяйства, а также усиление производства зерновых и технических культур и продукции животноводства. В этих целях правительство организует крупные советские хозяйства, которые, являясь по своей технической основе базой культурно-агрономического воздействия на окружающие крестьянские хозяйства, в то же время обеспечивают продовольственные и сырьевые потребности государственной промышленности.

II

Исходя из вышеизложенного и придавая громадное значение укреплению и поднятию сельского хозяйства как Центрально-Черноземной области, так и засушливых районов РСФСР, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

А. В отношении Центрально-Черноземной области:

1. Принятые постановлением правительства от 21 сентября 1925 г. (Собрание узак. 1925 г., №65, ст. 523) особые меры по восстановлению в хозяйственном и культурном отношениях сельского хозяйства Центрально-Черноземной области и по его реконструкции, с отпуском по госбюджету дополнительных средств в виде безвозвратных ассигнований и льготных ссуд, были вызваны огромным народно-хозяйственным значением Центрально-Черноземной области в экономике страны (около 11% от валовой сельскохозяйственной продукции РСФСР, поставка на внутренний и внешний рынки продуктов товарных технических культур и интенсивных отраслей хозяйства) и тяжелым кризисным состоянием сельского хозяйства («оскудением» Черноземного центра Республики).

Тяжелое состояние сельского хозяйства Центрально-Черноземной области начало выявляться за много десятков лет до Октябрьской революции и было вызвано односторонним экстенсивно-зерновым направлением сельского хозяйства, высокой безлошадностью и безынвентарностью последнего, а также аграрным перенаселением с многодворностью селений при сосредоточении в руках помещиков значительной части земельной площади, служившей средством закабаления крестьянства. Октябрьская революция уничтожила это закабаление крестьянства помещиками. Но империалистическая и гражданская войны, а также неурожаи 1920—1921 гг. и 1924 г. усугубили кризисное состояние сельского хозяйства Центрально-Черноземной области. В этих условиях принятие со стороны правительства чрезвычайных мер по восстановлению в хозяйственном и культурном отношениях и по реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области имеет огромное политическое и хозяйственное значение. В качестве основных путей восстановления и переустройства сельского хозяйства Центрально-Черноземной области постановлением правительства было намечено развитие индустриализации области и, в частности, индустриализации сельского хозяйства, интенсификация сельскохозяйственного производства, организация переселения той части населения, которая не может быть устроена внутри области, массовое кооперирование крестьянских хозяйств и перевод их на рельсы крупного коллективного производства.

2. За истекшие три года работы земельных органов, коопераций и местных организаций по плану восстановления и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области проведены следующие мероприятия:

по организации земельных территорий — за 3 года проведено землеустройство на площади 9 108 400 га, или 40,7% от общей площади землепользования, из них внутриселенного землеустройства — 6 001 200 га; вновь образовано свыше 3000 поселков; улучшено водное обеспечение хозяйствующего населения (устроено около 1200 трудов и 4 тыс. колодцев);

в области снабжения средствами производства — за восстановительный период машиноснабжение возросло с 1950 тыс. руб. до 11 091 тыс. руб., или за 3 года было распределено машин на сумму 30 091 тыс. рублей; тракторов заведено 3097; выдано ссуд, главным образом бедняцким и маломощным середняцким хозяйствам, «а приобретение 38 560 голов рабочего скота;

по агрикультурно-техническому обслуживанию крестьянских хозяйств — увеличилась агросеть как по количеству участков, так и по числу агроработников, в связи с этим усилилась агротехническая и зоотехническая помощь населению, площадь под посевными травами за указанный период возросла вдвое, отпущено семян из госсортфонда 72 629 тонн и минеральных удобрений распределено 52 500 тонн, площадь под многопольем возросла с 940 тыс. га до 2 млн. га, под сортовыми посевами с 11 990 га до 1 151 960 га, усилены мероприятия по улучшению коневодства и животноводства.

Успешному проведению перечисленных мероприятий в Центрально-Черноземной области, наряду с кредитованием по системе сельскохозяйственного кредита, в значительной мере содействовал отпуск правительством «чрезвычайных» кредитов за 3 года в сумме 42 794 700 рублей, по госбюджету безвозвратных ассигнований 9 765 900 рублей, по местному бюджету по районированной Центрально-Черноземной области — 4292 тыс. рублей и затрата 17 716 тыс. рублей за счет средств населения.

В результате проведенных мероприятий в деле восстановления и развития сельского хозяйства Центрально-Черноземной области к настоящему времени (1928 г.) имеются следующие достижения: общая посевная площадь расширена с 1925 г. по 1928 г. на 7,9%, посевы технических культур расширены за последние 3 года: по картофелю — на 36,2%. по подсолнуху — на 8,6%, по сахарной свекле — на 28%. Посевы трав за этот же период почти удвоились. Одновременно с этим отмечается все еще значительная недовосстановленность посевных площадей рыночных зерновых культур (площадь овса — 79,1%, площадь озимой пшеницы — 73%, яровой пшеницы — 48% по отношению к 1916 г.).

Увеличилось количество лошадей за это же время на 28,8%, что с одновременным усилением завоза тракторов (3097 шт.) смягчило остроту недостатков тягловой силы и, в частности, содействовало сокращению безлошадных хозяйств с 42,8% до 40,2% в 1927 году. Количество крупного рогатого скота возросло на 23,2% и к настоящему времени значительно превышает дореволюционный уровень (135,1% к 1916 г.). Общий подъем сельского хозяйства области содействовал росту валовой его продукции и частичному улучшению материального уровня населения.

Вместе с тем следует отметить значительный рост коллективно-кооперативного движения (число сельскохозяйственных кооперативов возросло по районированной Центрально-Черноземной области с 5834 в 1925 г. до 9472 в 1928 году, в том числе колхозы с 1436 до 2379).

3. Однако наряду с вышеуказанными достижениями сельское хозяйство Центрально-Черноземной области по отдельным отраслям еще не восстановлено до довоенного уровня, по темпу развития ряда отраслей и коллективно-кооперативному строительству отстает от республиканского, а мероприятия по коренной реконструкции еще не приняли массового характера; наблюдается наличие так называемой аграрной перенаселенности и повышенной дробимости крестьянских хозяйств с большим процентом группы малотоварных хозяйств; наблюдается также недостаточный темп роста сельского хозяйства, особенно его товарной части, и наличие значительного числа безлошадных, безынвентарных хозяйств и еще большего числа хозяйств, обладающих примитивными орудиями обработки почвы (соха, косуля, деревянная борона).

Признавая правильным принятый Народным комиссариатом земледелия метод, воздействия на массовое крестьянское хозяйство (комплексно-гнездовой метод), следует вместе с тем отметить недостаточно эффективное использование отпущенных специальных средств, в особенности на цели коллективизации сельскохозяйственного производства, а также наличие ряда существенных недостатков в работе земельных, кредитных и кооперативных организаций. К числу недостатков следует отнести:

а) недостаточное развитие внутрихозяйственного землеустройства и мелиоративных работ; бессистемность работы по борьбе с дальноземельем, узкополосицей и чересполосицей, когда вместо образования при расселении поселков оптимального размера создавались слишком мелкие поселки, затрудняющие кооперативное строительство и хозяйственно-культурное обслуживание их;

б) несоблюдение местами принципа гнездования мероприятий и неувязка их с планом землеустройства, вследствие чего происходило распыление средств по всей территории и проводившиеся мероприятия не дали должного эффекта.

в) далеко недостаточное проведение мероприятий по развитию индустриализации сельского хозяйства и кооперирования крестьянских хозяйств вокруг предприятий по переработке, а также слабую увязку в части индустриализации сельского хозяйства мероприятий Высшего совета народного хозяйства с работой земельных органов;

г) в ряде случаев неправильное направление и использование государственных средств (нарушение принятых планов, неувязка мероприятий между собой, недоучет нужд отдельных сельскохозяйственных районов, повышенное кредитование зажиточных хозяйств), а также использование в ряде случаев средств не по назначению;

д) неправильное распределение в ряде случаев тракторов и крупных сельскохозяйственных машин, выразившееся в предоставлении большей части тракторов карликовым объединениям и крупных сельскохозяйственных машин единоличным многопосевным хозяйствам при неудовлетворительности спроса со стороны кооперативных объединений;

е) слабое развертывание простейших агрикультурных мероприятий, способных вызвать повышение урожайности зерновых и технических культур;

ж) крайне недостаточное развитие мероприятий по поднятию продуктивности и товарности молочного животноводства, а также мероприятий по восстановлению садоводства;

з) слабое развертывание работы по постепенному преобразованию на коллективно-кооперативных началах в отобранных реорганизуемых объединениях и слабое вовлечение в работу по реконструкции существующих колхозов и простейших производственных сельскохозяйственных кооперативов;

и) несоблюдение, как правило, принципа гнездования при организации и проведении показательной на основании договоров реорганизации поселков, а также чрезвычайно слабое вовлечение средств сельскохозяйственной кооперации и самого крестьянства в дело реконструкции хозяйства;

к) недостаточность и слабая подготовленность к выполнению задач реконструкции сельского хозяйства агротехнического персонала;

л) отсутствие во многих районах надлежащей увязки между организационно-хозяйственными и социально-культурными мероприятиями;

м) неблагоприятное влияние недочетов по регулированию рынка на отдельные культуры (технические), что значительно усложнило работу по практическому осуществлению плана реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области.

4. В целях ускорения процесса восстановления сельского хозяйства Центрально-Черноземной области и подъема его в хозяйственном и культурном отношениях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет поручает Совету Народных Комиссаров усилить проведение мероприятий по дальнейшему развитию сельского хозяйства на базе высокой техники и процессов обобществления, для чего при разработке пятилетнего плана:

1. Усилить темп индустриализации сельского хозяйства области и в первую очередь по линии переработки и сбыта продуктов сельского хозяйства (картофеля, сахарной свеклы, маслосемян, продуктов животноводства и др.); предусмотреть такой темп кооперирования и коллективизации сельского хозяйства в области, чтобы к концу пятилетия процент вовлеченных в колхозы и простейшие производственные объединения хозяйств по области был не ниже процента кооперирования и коллективизации по РСФСР, обеспечив устойчивый рост производственных коллективно-кооперативных объединений вокруг сельскохозяйственных индустриальных установок, а равно путем совместного использования тракторов, сложных машин и проч.; усилить мероприятия по повышению урожайности и производительности хозяйства вообще путем соответствующих массовых агрикультурных мероприятий; расширить кадры и повысить квалификацию агроветземмелиоративного персонала. Разработать мероприятия по организации и поднятию крестьянского рабочего конского состава в направлении улучшения породы лошадей, ее стандарта в связи с общим планом Народного Комиссариата земледелия по коневодству, не проводя, однако, эти мероприятия за счет фонда Центрально-Черноземной области.

2. Обеспечить максимальное развертывание внутриселенного землеустройства, мелиоративно-обводнительного строительства, культурно-технического обслуживания землеустраиваемого населения и переселения за пределы области; землеустройство проводить с таким расчетом, чтобы землеустраиваемые общества и вновь организуемые поселки по размерам своей земельной площади были пригодны для развертывания обобществленного сельского хозяйства в данном районе; усилить снабжение крестьянских хозяйств средствами производства (машинами, особенно крупными, тракторами, сортовыми семенами, минеральными удобрениями и племенными производителями) на основе совместного использования таковых путем устройства машинно-тракторных отрядов, кооперативных прокатных пунктов, машинных товариществ и т. п.

3. Проработать и наметить конкретные мероприятия:

а) по строительству промышленных предприятий, перерабатывающих, главным образом, сельскохозяйственное сырье;

б) по усилению в ближайшее же пятилетие социально-культурного обслуживания населения Центрально-Черноземной области (школьное дело, здравоохранение и т.п.);

в) по строительству гужевой и железнодорожной сети и подъездных путей к городским промышленным центрам;

г) по организации рынка сбыта и политики благоприятствования цен развитию товарных отраслей.

4. Образовать специальный оборотный фонд для кредитования мероприятий по восстановлению и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области. Установить размер и положение об этом фонде, исходя из необходимости ежегодного ассигнования в этот фонд в ближайшее пятилетие не менее 10 млн. руб. в порядке долголетнего кредита, а также специальных, безвозвратных ассигнований по госбюджету в сумме 3,5 млн. рублей; кроме этого средства, поступающие в порядке возврата выданных ссуд, зачисляются в указанный фонд.

5. В интересах более быстрого и успешного проведения мероприятий по восстановлению в хозяйственном и культурном отношениях Центрально-Черноземной области считать необходимым принять меры к усилению финансирования этих мероприятий как по местному бюджету, так в особенности путем вовлечения средств сельскохозяйственной кооперации и самого крестьянства.

6. Направить использование отпускаемых по специальному фонду средств на такие мероприятия, которые в условиях Центрально-Черноземной области могут дать необходимый производственный результат и служить стимулом перехода мелких хозяйств на рельсы крупного коллективного производства (индустриализация сельского хозяйства, организация территории, снабжение сельскохозяйственными машинами и орудиями, чистосортными семенами и минеральными удобрениями), проводя эти мероприятия в важнейших производственных районах и строго увязывая их с проводимыми общими мероприятиями по поднятию сельского хозяйства в этих районах и в особенности с мероприятиями по поднятию урожайности (засев сортовым зерном сплошных массивов, минеральные удобрения, улучшенные севообороты, культурная обработка почвы и пр.).

Мероприятия за счет средств специального фонда должны проводиться исключительно комплексно-гнездовым методом в важнейших производственных районах области.

7. Отмечая, что за истекшие годы работе по полной реконструкции целых объединений на договорных началах уделялось слабое внимание, считать необходимым в дальнейшем эту работу значительно усилить, одновременно обратив внимание на более целесообразное использование средств и обеспечение ее необходимым агрономическим персоналом; в дальнейшем реорганизацию на договорных началах проводить на началах коллективизации и организации простейших производственно-кооперативных объединений при гнездовании этих объединений.

8. Средства особого фонда по реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области, отпускаемые в порядке договоров между земорганами и населением, должны выдаваться на условиях контрактации.

9. Учитывая особое значение опытного дела для дальнейшей работы по реконструкции, наметить систему мероприятий по усилению и укреплению научно-исследовательской работы в пределах Центрально-Черноземной области…

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. Калинин
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета А. Киселев


Примечание: Речь идет о 3-й сессии ВЦИК XIII созыва, состоявшейся 30 ноября 1928 г., на которой было принято постановление по докладу Наркомата земледелия РСФСР о восстановлении и реконструкции сельского хозяйства Центрально-Черноземной области и реконструкции сельского хозяйства в засушливых районах РСФСР.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind