Опасный возраст

August 27, 1991 | Comments Off on Опасный возраст

Опять подростки… Как часто эту фразу приходится произносить работникам правоохранительной службы, расследуя преступления. Да, эта категория сегодня во многом определяет криминогенную обстановку в городе. В прошлом году по линии уголовного розыска зафиксировано 288 случаев преступлений, участниками которых были несовершеннолетние.

Где, кто недорабатывает на этом участке, какие меры следует принять, чтобы подросток, наша смена, доставлял поменьше хлопот органам охраны правопорядка, обществу и, конечно, родителям. Об этом беседа с депутатом городского Совета, членом постоянной комиссии по социалистической законности и правам человека, начальником инспекции по делам несовершеннолетних Октябрьского района А. ШИПИНСКИМ.

–Александр Иванович, подросток – это школьник старших классов, это – учащийся ПТУ, это рабочий, это и просто праздношатающийся. От кого из них «всего можно ожидать», за какой из этих категорий смотри да смотри…

–За всеми. И всем – семье, школе, общественности. Взять родителей. 45 процентов всех преступлений совершено подростками в ночное время. Выходит, мать, отец не знают, где находится их чадо, когда «оно» должно быть дома. Выходит, такие родители. А общественность, трудовой коллектив? Из 24 материалов, направленных в народные суды на лишение родительских прав, ни один не собран по инициативе трудового коллектива, схода граждан.

А от кого ждать дурного?.. Вот справка. Из 246 выявленных участников преступлений, учащихся школ – 57, учащихся ПТУ – 70, работающих – 44, не занятых трудом – 41, прочие категории – 34.

–Наверное, и одно преступление на школу, профтехучилище – свидетельство неблагополучия в коллективе. И тем не менее есть в городе школы, профтехучилища с повышенным уровнем «радиации», имею в виду преступность?..

–В каждой статистике есть средний уровень и то, что выше, ниже его. Учащимися СПТУ за год совершено 72 преступления и без малого 60 процентов из них приходится на профтехучилища №16 и №12. Учащиеся первого из них совершили на территории города 48 преступлений, вдвое больше чем в 1989 году. По СПТУ-12 этот рост составил 33,3 процента.

–В сообщениях под рубрикой «02» часто читаешь: нестабильная социально-экономическая обстановка наших дней отрицательно сказывается, способствует… Вы меня поняли?

–Да, это аксиома. Дефицит товаров, утрата моральных ценностей, несомненно, сказываются и даже в первую очередь сказываются на поведении подростка. И для подростковой преступности ныне характерна корыстно-стяжательская направленность. Это грабежи, кражи (особенно запчастей к транспорту и радиоаппаратуры), угон автомобилей, мотоциклов. В общем числе правонарушений несовершеннолетних этот вид преступности сегодня занимает 80 процентов.

–Цепляюсь, Александр Иванович, за слово “сегодня”. Сегодня огульно зачеркивается все старое без создания нового. Воспитывать молодежь вводе бы уже и не на чем, нет идеалов, прежние подходы не подходят…

–Не надо смотреть, наверное, на все с пессимизмом. Взять профилактику. Можно говорить о том, что надо совершенствовать ее формы и методы. Но есть что-то и незыблемое, обязательное во все времена. Наверное, надо всегда изучать индивидуальные особенности и интересы учащихся, вовлекать их в активную общественную, спортивную, кружковую работу. А вот данные говорят, что половина неблагополучных, стоящих у нас на учете подростков, не охвачена ни спортивной, ни общественной работой. Да нередко в школах, где занятия идут в две смены, и проводить внеклассные мероприятия негде.

Этим я вовсе не хочу оправдать бездействие педагогических коллективов школ и ПТУ. Их базу – спортзалы, мастерские, лаборатории необходимо задействовать во внеурочное время. Скажите, кто здесь должен работать? Учитель и без того загружен. Но у нас в городе десятки подростковых клубов. Они имеют по два преподавателя. Но посмотрите на их работу. Я встречал таких, которые приходят сюда довязать чулок, кофту, которые довольствуются тем, что рядом с ними три-четыре школьника младших классов занимаются изготовлением мягкой игрушки.

С жиру бесятся, нередко бросают в сердцах взрослые, глядя на поведение молодежи. Не скрою, кого-то обуяла леность, но много среди подростков таких, которые хотели бы в летнее время трудоустроиться, чтобы на свои кровно заработанные деньги приобрести мопед, магнитофон, кроссовки. Но около 60 процентов школьников и учащихся ПТУ не смогли в летние каникулы трудоустроиться.

Пора подумать о городских структурах, которые бы по-настоящему занимались организацией труда подростков. В новых условиях хозяйствования это просто необходимо. К сказанному хотелось бы добавить, что за последние пять лет число преступлений, совершенных подростками, не занятыми трудом и учебой, возросло вдвое, а поставленных на учет в инспекции по делам несовершеннолетних – в 2,2 раза.

–Простите, может, перебиваю вас. Насколько помнится, в прошлом году было представительное заседание, на котором обсуждался как раз этот вопрос…

–Помню и я это совещание. Есть и решения исполкомов Советов на этот счет. Но они, к сожалению, не выполняются. Вот факты. На «Пигменте» для несовершеннолетних установлена бронь на 127 человек, работает… семь, на «Аппарате» из 200 – девять.

–Мы нередко идем на поводу у молодежи, подростков в данном случае. Оправдываем их, мол, того-то нет, то-то отсутствует. И потому-де подворотни – со всеми вытекающими последствиями. Помню, в юности мы в деревне посреди улицы установили турник (закрепили обычный лом на два столба). Очередь к нему постоянно была. А сегодня на турнике на нашем дворе за год ни души не вижу.

–Согласен. Но то были другие времена, другие увлечения. Не было телевизора. Сейчас родители, бабушки и дедушки нередко плачут: разорил сын, внуки. Многие спортивные секции стали платными. И там дерут, берут рубль-полтора за вход. То же самое с кино, дискотекой. Бесплатные мероприятия – редкость. Представьте теперь семью, где несколько детей. Представьте и то, что показывают в видеозалах. Нельзя дело нравственного и физического воспитания подрастающего поколения отдавать в руки дельцов.

–Теперь, кажется, вы сгущаете краски. Ведь даже у ЖЭУ – домоуправления имеются средства на проведение культурно-массовой и спортивной работы.

–Мы изучали этот вопрос Знаете, средства из года в год не используются. В 1989 году осталось без применения 83 тысячи рублей, начисленных на спортивную работу, в прошлом – 30,8 тысячи. На культурно-массовую не израсходовано без малого 20 тысяч (из 35,6 тысячи начисленных). Да и эти деньги нередко идут не по назначению: на ремонт клубов, подписку на газеты, на канцтовары. Возможно, лучше имеющиеся средства вкладывать в развитие баз школ и ПТУ, создавая рядом с ними настоящую культурно-спортивную зону.

–Александр Иванович, мы в нашем разговоре все больше на кого-то киваем, кто-то должен работать с подростками. Но ведь есть комиссии по делам несовершеннолетних, есть инспекции по тем же делам. Не поймет нас читатель, если не скажем об их работе ни слова.

–Это ведь только громко звучит – комиссия. В комиссии по делам несовершеннолетних один штатный платный работник – ответственный секретарь.

–Может, есть у вас вопрос который хотелось бы задать самому себе и ответить на него?

–Есть. Это вопрос о нашей гуманности. Смотрите, преступность среди подростков растет, а число привлеченных к уголовной ответственности не увеличилось. В ходу основная мера наказания – условная или с отсрочкой приговора. Нередки случаи, когда подростки прямо со скамьи подсудимых идут «обмывать» приговор и тут же совершают новые преступления. В Октябрьскую районную инспекцию по делам несовершеннолетних за минувший год было поставлено на учет 45 осужденных условно преступников, 16 из них вновь вступили в конфликт с законом и только после этого отправлены в места лишения свободы. Отменить отсрочку приговора тоже проблема.

Не способствует уменьшению правонарушений и существующая административная практика. Подростка нельзя задержать на время более трех часов, нельзя оштрафовать, так как большинство из них не имеет собственного заработка. Административный арест к ним не применяется. Молодежи до 21 года запрещается продавать спиртное, но закон не запрещает им пить то самое спиртное. И если подросток в 16 лет пьяный, но опрятно одет и ведет себя «в рамках», то к нему милиция ни-ни… Зная все это, – они ведут себя по-хамски.

Проблема и с подростками с диагнозом алкоголизм, токсикомания. Лечить их можно только в добровольном порядке. Получается парадокс: 60-летних лечим от этих болезней, о подрастающем же поколении не заботимся. Нужна области и своя школа со спецрежимом, где бы могли учиться те, кто не окончил 10 классов, не работает (за прошлый учебный год по городу отчислено 80 человек). Невозможно принять какие-либо меры к подросткам с хроническими болезнями. Специального ПТУ, куда бы их можно было пристроить, нет. Такие люди творят, что хотят. Я знаю подростка Самохина, на счету которого 28 преступлений.

Словом, проблем в работе с подростками уйма. Их надо срочно решать, одни – на месте, другие – в соответствующих комиссиях Верховного Совета РСФСР.

27 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind