Побольше свету в деревню!

October 16, 1919 | Comments Off on Побольше свету в деревню!

Попы да знахари — одного поля пахари.

В то время, как везде в городах раскрывают старые гробы с «нетленными мощами», а вместе с ними раскрывают и поповские обманы,— старый обман, как ржавчина, продолжает ютиться в глухих уголках деревни. Здесь все еще царствует суеверие, здесь постарому верят не только попам, но и колдунам со знахарями.

«Свои средства».

В деревне Костылихе Арзамасского уезда, Нижегородской губернии стон стоит от падежа скотины. Бабы воют по коровам, как по родным. Служили молебны на поле, звали на помощь святых «скоть их помощников» Флора и Лавра да Егория,— не помогло.

Кажется, проще всего позвать ветеринарного врача. Так нет, темная деревня боится до сих пор науки, как пугала.

Собрались старички со старухами и решили:

—Позвать ворожею.

—Ворожея знатная в деревне Хватовке,— напомнил кто-то.— Уж против нее никто не устоит.

Пришла ворожея, поставила на улице большую кадку с водою, шептала она над нею заклинания, а потом все по очереди стали выводить со дворов скотину и поить заговоренной водой.

Ворожея за воду получила 5 пудов муки, а скотина стала падать пуще прежнего. Ветеринар, прежде всего, отделил бы больных коров от здоровых и велел вычестить хлевы, а ворожея заразила всю скотину, давая ей пить одну и ту же воду, и за вред получила еще 5 пудов муки.

Самогонщики.

Темнотою деревни пользуются и самогонщики.

Чтобы набить цену на свой товар, они пустили слухи:

—Горячки много по деревням завелось, а лечить доктора не знают. Пойдешь к доктору,— он хуже тебя в гроб вколотит. А средство одно — самогонка. Пей хорошо, нутро зажжет, вспотеешь,— и как рукой горячку снимет!

И избы самогонщиков стали осаждаться всеми, у кого дома завелся сыпной тиф; отбою не было от покупателей.

Самогонщики богатели, но что же делали местные Советы? Как могли они мириться е этим безобразием?..

Порченые.

В деревнях часто встречаются душевно-больные, слабоумные, припадочные и кликуши. Их называют «порчеными». Попы и знахари пользуются этими несчастными для своих нужд.

Вместо того, чтобы послать больных в города, в больницы, они их «отчитывают».

В деревне Бусаеве, Рязанской губернии, поп с попадьей открыли лавочку для «отчитывающихся недужных порченых».

Еще до зари у попова дома толпятся возчики, слышатся охи да ахи и дикие выкрики больных. Ждут «целителей». И когда двери открываются и появляется о. Сергей и его «матушка», вой, крики, плач, икание и какой-то лай сливаются в дикий нечеловеческий хор. О. Сергей с попадьей ходят между больными и читают псалмы, а суеверные люди стараются, чтобы их недужные притронулись к святой поповской ряске.

Зато в Успеньев день широко открываются двери мужицких амбаров, и из мужицких мешков сыплются на поповский воз мука и зерно, творог и масло…

И поп молит всех святителей, чтобы побольше бродили во тьме бусаевские хлеборобы.

Бывалый.

«Известия», 16 октября 1919 г.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind