Oct
16
Побольше свету в деревню!
October 16, 1919 | Comments Off on Побольше свету в деревню!
Попы да знахари — одного поля пахари.
В то время, как везде в городах раскрывают старые гробы с «нетленными мощами», а вместе с ними раскрывают и поповские обманы,— старый обман, как ржавчина, продолжает ютиться в глухих уголках деревни. Здесь все еще царствует суеверие, здесь постарому верят не только попам, но и колдунам со знахарями.
«Свои средства».
В деревне Костылихе Арзамасского уезда, Нижегородской губернии стон стоит от падежа скотины. Бабы воют по коровам, как по родным. Служили молебны на поле, звали на помощь святых «скоть их помощников» Флора и Лавра да Егория,— не помогло.
Кажется, проще всего позвать ветеринарного врача. Так нет, темная деревня боится до сих пор науки, как пугала.
Собрались старички со старухами и решили:
—Позвать ворожею.
—Ворожея знатная в деревне Хватовке,— напомнил кто-то.— Уж против нее никто не устоит.
Пришла ворожея, поставила на улице большую кадку с водою, шептала она над нею заклинания, а потом все по очереди стали выводить со дворов скотину и поить заговоренной водой.
Ворожея за воду получила 5 пудов муки, а скотина стала падать пуще прежнего. Ветеринар, прежде всего, отделил бы больных коров от здоровых и велел вычестить хлевы, а ворожея заразила всю скотину, давая ей пить одну и ту же воду, и за вред получила еще 5 пудов муки.
Самогонщики.
Темнотою деревни пользуются и самогонщики.
Чтобы набить цену на свой товар, они пустили слухи:
—Горячки много по деревням завелось, а лечить доктора не знают. Пойдешь к доктору,— он хуже тебя в гроб вколотит. А средство одно — самогонка. Пей хорошо, нутро зажжет, вспотеешь,— и как рукой горячку снимет!
И избы самогонщиков стали осаждаться всеми, у кого дома завелся сыпной тиф; отбою не было от покупателей.
Самогонщики богатели, но что же делали местные Советы? Как могли они мириться е этим безобразием?..
Порченые.
В деревнях часто встречаются душевно-больные, слабоумные, припадочные и кликуши. Их называют «порчеными». Попы и знахари пользуются этими несчастными для своих нужд.
Вместо того, чтобы послать больных в города, в больницы, они их «отчитывают».
В деревне Бусаеве, Рязанской губернии, поп с попадьей открыли лавочку для «отчитывающихся недужных порченых».
Еще до зари у попова дома толпятся возчики, слышатся охи да ахи и дикие выкрики больных. Ждут «целителей». И когда двери открываются и появляется о. Сергей и его «матушка», вой, крики, плач, икание и какой-то лай сливаются в дикий нечеловеческий хор. О. Сергей с попадьей ходят между больными и читают псалмы, а суеверные люди стараются, чтобы их недужные притронулись к святой поповской ряске.
Зато в Успеньев день широко открываются двери мужицких амбаров, и из мужицких мешков сыплются на поповский воз мука и зерно, творог и масло…
И поп молит всех святителей, чтобы побольше бродили во тьме бусаевские хлеборобы.
Бывалый.
«Известия», 16 октября 1919 г.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.