«Волки» сыты, а «зайцы»…

August 28, 1991 | Comments Off on «Волки» сыты, а «зайцы»…

В один из воскресных майских дней я ехала из Керши в Тамбов. Водитель сразу после посадки, не выходя из кабины, собрал с пассажиров по 1 рублю 30 копеек, но билетов не дал. По пути в Большой Талинке подсели еще человек 15, потом еще 5… Деньги платили, билетов же не получали. Подобную картину наблюдала на этом же маршруте только уже в июле, когда ехала из Тамбова в Кершу, а за рулем был другой водитель.

Наверное, можно было бы назвать номера автобусов (кстати, один из них я записала), время поездок, и ловкие эти шофера получили бы по заслугам. Но подумалось, зачем конкретизировать тот или иной факт, если сегодня такие поборы стали массовым явлением. Десятки подобных примеров и на других маршрутах могу привести и я сама, и многие тамбовчане, пользующиеся услугами пригородных автобусов.

В связи с этим вспоминается, как ровно пять лет назад на страницах нашей областной газеты я поднимала вопрос о нетрудовых доходах водителей автобусов объединения «Тамбовавтотранс». В статье приводила ряд фактов присвоения шоферами денег за проезд. В то время, время начала перестройки, статья нашла и серьезный отзыв в высоких руководящих инстанциях, и отклик среди тамбовчан. Подтверждением тому служили несколько публикаций в газете одна за другой. В их числе ответ заместителя начальника по пассажирским перевозкам объединения «Тамбовавтотранс» т. Кулевацкого и решение по моей статье, принятое облисполкомом.

Думала тогда, что с нетрудовыми доходами в пассажирском автотранспорте, наконец, покончено, и государственные деньги полностью будут поступать в государственную казну. Уж слишком серьезные заверения дал в те дни т. Кулевацкий: «объединением разработаны конкретные мероприятия по пресечению безбилетного проезда и обеспечению полноты сбора и сохранности выручки от работы автобусов в свете требовании об усилении борьбы с нетрудовыми доходами». Тогда же еще более строго облисполком «обязал руководителей территориального объединения «Тамбовавтотранс» обеспечить жесткий контроль силами контрольно-ревизорской службы с целью исключения фактов использования автотранспорта в личных, корыстных целях».

Но этих мероприятий, строгих решений хватило лишь на короткое время. Сейчас же некоторые водители «зарабатывают» еще большие, чем раньше, «левые» суммы, ведь проезд пассажиров подорожал в 2-3 раза. И несмотря на то, что зарплату автотранспортникам увеличили прилично (водитель автобуса получает до 600 рублей), аппетит к нетрудовым доходам не угасает, а, как убеждаемся, нарастает. В летний период особенно много пассажиров перевозится в живописнейший уголок Притамбовья – Сосновый Угол. Там, не считая дачников, на нескольких туристических базах одновременно отдыхает более тысячи человек. В любой день автобус отправляется переполненным. В начале лета на этом маршруте был порядок – на конечной остановке водитель входил в салон и «обилечивал» тех, кто подсаживался по пути, также обязательно продавал билеты. Не знаю, возможно, в Тамбовской автоколонне №1309 хорошо поставлен обмен опытом, как делать деньги, только на этом маршруте сейчас заведен новый порядок: не выходя из кабины, водитель объявляет в микрофон, чтобы ему передавали деньги за проезд в окошечко. Собрав дань и не выдав ни одного билета, отправляется по маршруту. На следующей остановке в с. Пески догружается пассажирами таким же путем.

Вроде бы приватизация автобусного парка у нас еще не проходила, а водитель уже забыл, что он работает на государственном автобусе и заправляет его горючим за государственный счет.

Где же контролеры на линии, призванные следить не только за «зайцами», но и за «волками» – теми, кто без зазрения совести опускает руку в государственную кассу? По крайней мере мне за последние два месяца поездок в пригородных автобусах ни разу не удалось с таким контролем встретиться.

Призвать к порядку водителя могли бы сами пассажиры, но одни безропотно платят дань, проявляя полное безразличие к хищению, другие вообще ничего не платят – попробуй узнай, кто передал деньги за проезд в общей пассажирской массе, а кто не передал. Так что «зайцев» помогают нам плодить и те, кто за рулем. У сельских пассажиров взаимоотношения с водителем особые. Они почитают его, как хозяина автобуса, безропотно кладут в его карман свои трудовые рубли. «Зачем нам билеты, – простодушно поделилась со мной одна жительница из Керши,– если шофер нам тоже делает услугу, останавливается не только на остановках, но и там, где попросим».

Мы часто сетуем на резко падающий жизненный уровень, на недостатки и проблемы во всем. Ругаем всех и вся за развал экономики. А что сами-то делаем, чтобы не процветали спекуляция, хамство, жульничество? Зачастую ничего. А это равносильно поощрению.

При встрече с начальником автоколонны В. Долговым я была немало удивлена его спокойному ответу, что он знает о присвоении кассовых сборов отдельными водителями, но ничего не может поделать. В коротком диалоге получила от него неутешительные данные: план выручки не выполняется, контрольная служба работает плохо, кондукторов не хватает, и никто на эти участки не идет. Свои организационные недоработки т. Долгов пытается представить неразрешимыми проблемами, хотя представ-ляется, что решение всех этих вопросов прежде всего в его руках. Разве он не может применить экономические средства борьбы с нетрудовыми доходами? Наконец, может быть, выгоднее на всех маршрутах ввести должность кондуктора? Наверное, следует одновременно дать широкое объявление о приглашении на эту работу пенсионеров и лиц, попавших под сокращение.

Считаю, что горожане и жители сел области вправе поставить вопрос перед территориальным объединением «Тамбовавтотранс», которое возглавляет народный депутат РСФСР т. Ананьев, думает ли это ведомство дать решительный бой хапугам, опустошающим государственную кассу? Ведь не секрет, что починка экономических прорех на общественном транспорте идет и за счет увеличения платы за проезд, поэтому следовало бы обеспечить надежную сохранность кассовых сборов, а для пассажиров создать надлежащий сервис, которого пока мы не получили.

28 августа 1991

Домашнее хозяйство
Монотонной и утомительной является уборка квартир (). И чем больше квартира, тем сложнее поддерживать ее в чистоте и порядке. Обеспеченные люди для этого нанимают прислугу.


Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind