Apr
23
Из выступления учителя истории средней школы №8 г. Рассказово В.И. Филонова на пленуме Рассказовского горкома КПСС при обсуждении вопроса об итогах февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС о ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению
April 23, 1988 | Comments Off on Из выступления учителя истории средней школы №8 г. Рассказово В.И. Филонова на пленуме Рассказовского горкома КПСС при обсуждении вопроса об итогах февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС о ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению
23 апреля 1988 г.
Секретно
[…]. В последнее время мы, учителя-историки, несколько принижали значение уроков истории и обществоведения. На занятиях изучали закономерность, формулировки, таблицы, схемы, а живой человек у нас потерялся. Из истории ушла личность, ее живые глаза. Об этом отмечалось и в докладе т. Разумовского, посвященного 118-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина, где было сказано, что мы должны хорошо знать историю нашей страны и историю выдающихся деятелей, от этого нам никуда не деться, у нас есть и хорошее, у нас есть и плохое.
Уроки обществоведения могут, мы считаем, и должны быть уроками жизни. А что у нас получилось с учебными программами? Их практически увели от жизни. В учебных программах и учебниках дети видят одно — все только прекрасное. А в жизни, к сожалению, есть и другое. Учитель же остается один на один с вопрошающими глазами, недоверчивыми иногда, критическими. Слева от него, от учителя,— бурливый поток публикаций: книги, газеты, журналы с фактами, воспоминаниями, разоблачениями… И цвет, как правило, черный. И вкус, как правило, здесь у нас горьковатый, потому что молчали до сих пор о самом больном и о самом стыдном. А справа, в школьных учебниках,— розовая тишь и благодать, масса недомолвок, многое, что безнадежно устарело.
Ставя перед собой вопрос, что есть в конце концов воспитание историей, мы видим ответ на него прежде всего в воспитании у учащихся причастности к своему народу, ощущение себя как его частицы, его продолжения, в воспитании чувства ответственности за его прошлое и будущее. Чтобы наши промахи и беды вызывали не только боль и страдания, но и жгучее желание не допустить их повторения. И чтобы они не заслоняли гордость за великие дела и понимание силы народа, веру в его будущее. […]***.
ГАСПИТО. Ф. П-2582. Оп. 32. Д. 2. Л. 86, 87. Подлинник.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.