Из доклада второго секретаря Тамбовского обкома ВЛКСМ А.Ю. Иванова на пленуме обкома комсомола «О проекте областной комплексной программы «Молодежь»

April 15, 1989 | Comments Off on Из доклада второго секретаря Тамбовского обкома ВЛКСМ А.Ю. Иванова на пленуме обкома комсомола «О проекте областной комплексной программы «Молодежь»

15 апреля 1989 г.
Секретно

[]. Вы имели возможность ознакомиться с проектом областной комплексной программы «Молодежь», подготовленной рабочей группой обкома КПСС и предложениями обкома ВЛКСМ (приложение №2). Основными принципиальными моментами в содержании программы, на наш взгляд, должны стать следующие.

Во-первых, это поддержка социально значимой инициативы молодежи в законодательном порядке. Имеется в виду, что исполкомы местных Советов поддержат деятельность молодежных организаций с общественно полезной направленностью, совместно с комитетами комсомола окажут помощь в выделении помещений, предоставлении прав юридического лица, организации массовых молодежных акций, смотров, выставок-аукционов.

Во-вторых, изменение всей воспитательной работы и, главное, — приближение ее к жизни. Воспитание молодежи — дело всего общества, и поэтому комитеты комсомола вправе рассчитывать на помощь и поддержку со стороны партийных, советских, профсоюзных и хозяйственных органов.

Считаем, что надо направить для работы с молодежью самых подготовленных коммунистов, помочь в обучении комсомольских кадров и существенно укрепить материально-техническую базу идеологической работы комитетов комсомола. Любая экономия на этом сегодня преступна, ибо она обернется огромнейшими убытками завтра, когда произойдет смена поколений. Поэтому главным содержанием раздела, касающегося воспитания молодежи, должно стать создание отвечающей современным требованиям системы идеологической подготовки молодежи, которая обеспечивает коммунистическое воспитание юношей и девушек. Речь идет не только о политической учебе молодежи, а именно о системе. Перестройка же политической учебы достаточно отражена в постановлениях ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ.

Важным элементом воспитательной работы должно стать правовое воспитание. На территории страны действует множество нормативных актов, имеющих силу закона и касающихся интересов молодежи. Для того чтобы в них разобраться, необходима юридическая помощь молодым людям, система правового воспитания.

Далее. Необходима совместная работа комитетов комсомола и исполкомов местных Советов, руководителей предприятий, организаций и учреждений в создании гарантий для трудоустройства молодежи, обеспечение рабочими местами школьников для общественно производительного труда. Поэтому главным содержанием раздела «Молодежь в народном хозяйстве» должна стать защита прав молодежи в сфере материального производства через реальные полномочия комитетов комсомола при приеме и увольнении, организации социалистического соревнования, подготовке и переподготовке кадров молодых руководителей. Требуется улучшение взаимодействия комитетов комсомола с администрацией предприятий, хозяйств через включение в коллективные договора специальных молодежных разделов. Нужна поддержка экономической деятельности комитетов комсомола, содействие развитию хозрасчетных форм в работе молодежных объединений.

Что касается участия молодежи в реформе народного образования, то мы не можем согласиться с общими формулировками в этом важнейшем разделе. Считаем, что необходимо конкретизировать предложения. Этот раздел должен содержать практические меры по совершенствованию образования молодежи, улучшению трудового воспитания, развитию самоуправления, укреплению материальной базы народного образования. В ходе обсуждения программы были высказаны предложения: включить пункты о создании межшкольных передвижных компьютерных классов, хозрасчетных центров профориентации и общественных бюро по трудоустройству, сети ученических кооперативов.

Требуются дополнения и по совершенствованию работы с пионерами — в частности, необходимо разработать статус старшего пионерского вожатого, создать при учебно-методическом центре обкома комсомола центр коммунарской методики, обеспечить пионерской атрибутикой дружины, отряды через специализированные магазины и секции.

Следующее. От решения социальных вопросов будет зависеть вера молодежи в перестройку. Раздел программы «Молодежь и социальная политика» отражает насущные интересы молодежи в социальной сфере.

Конечно, самая большая проблема — жилье, и требуется оно молодым не в 2000 г., а в ближайшее время. Поэтому в области необходимо увеличение строительства жилья и, прежде всего, руками самой молодежи. Это могут быть молодежные жилищные комплексы как в городе, так и на селе, молодежные жилищно-строительные кооперативы, индивидуальное строительство домов, расширение возможностей для молодой семьи получить квартиру путем продажи государственного жилья в личную собственность.

Не менее остро стоит проблема обеспечения товарами молодежного и детского ассортимента. На предприятиях местной промышленности только 3% всей продукции — для молодежи. Поэтому считаем целесообразным открытие специализированных магазинов, секций, развитие на их базе центров молодежной моды.

И еще необходимо решить проблему свободного времени. В целях развития познавательного туризма нам нужна своя туристская база, включающая в себя и гостиницу, и молодежный лагерь, и сеть туристских маршрутов, и, что не менее важно, — выпуск товаров туристского назначения. Необходимо помочь, прежде всего, школьному туризму, возможно, путем введения гибкого графика школьных каникул.

Раздел «Молодежь и культура». Здесь основой всей культурно-массовой работы в области должен стать молодежный центр обкома комсомола, строительство которого предусмотрено в программе. На местах эта роль отводится молодежным центрам соответствующих комитетов ВЛКСМ.

Главной целью данного раздела является улучшение эстетического воспитания молодежи через создание возможностей для творческой самореализации. В первую очередь — подготовка молодых специалистов, их закрепление в сельской местности, внедрение новых форм работы, отвечающих интересам молодежи, удовлетворение заявок комитетов комсомола на товары культурно-массового назначения.

Мы видим необходимость того, чтобы у молодого человека была возможность выбора, где и как провести свое свободное время с пользой для собственного развития.

Наши предложения в разделы «Международные связи молодежи области», «Молодежь и средства массовой информации» достаточно полно представлены в проекте программы и принципиальных добавлений у нас нет.

В раздел «Гарантии реализации областной комплексной программы «Молодежь» вошло всего три пункта, но эти пункты очень важны, так как без действенного контроля эту программу может постигнуть участь многочисленных, ранее принятых, документов. Поэтому предусмотрена система перспективного и текущего контроля.

Но все-таки главной гарантией реализации программы является сама молодежь и позиции комитетов комсомола, которые уже сейчас имеют достаточно прав, чтобы отстоять интересы молодых людей. Проблема в том, как мы используем эти права. В составе Советов народных депутатов областного и районного уровня 5248 комсомольцев. Это почти 20% от общего состава. Но свои полномочия они практически не используют. По инициативе постоянных комиссий по делам молодежи ни разу не рассматривались вопросы на исполкомах Рассказовского, Котовского горсоветов, Инжавинского райсовета. Как правило, большинство в молодежных комиссиях — люди не молодежного возраста, нет до сих пор временных комсомольских организаций в местных Советах.

Прошедшие выборы народных депутатов СССР показали всю остроту борьбы за депутатские мандаты в высший орган власти. И в этой обстановке многие комитеты ВЛКСМ растерялись. Из 8 кандидатов, выдвинутых по территориальным округам, только у одного в программе был раздел о работе с молодежью. Поэтому залогом успеха молодежной политики в области должен стать молодежный корпус, избранный на предстоящих выборах в местные Советы. И задачи комитетов комсомола состоят в том, чтобы уже сейчас начать подготовку к выборам, готовиться к политической борьбе за свое представительство в составе местных Советов.

На уровне предприятий мы имеем такой мощный рычаг отстаивать свои интересы, как советы трудовых коллективов. Но, по-прежнему, представительство там молодежи ничтожно. Так, например, на Котовском заводе пластмасс из 30 членов СТК всего один представитель от молодежи. А в то же время четвертая часть работающих на заводе — молодые люди. Аналогичная ситуация сложилась и на Тамбовском домостроительном комбинате, где из 12 членов СТК двое в возрасте до 30 лет, тогда как на комбинате почти половина работающих — молодежь.

Поэтому составной частью работы комитетов комсомола должно стать выдвижение молодых представителей в состав СТК, решение наболевших вопросов через своих представителей. Мы за то, чтобы комитеты комсомола получали квоту мест на конференции трудового коллектива для того, чтобы в полной мере была отражена возрастная структура трудового коллектива. Многое будет зависеть от того, насколько энергично комитеты комсомола будут вести разъяснительную работу по комплексной программе. Как показал ход обсуждения проекта в Знаменской районной комсомольской организации, работники райкома с трудом ориентируются в основных положениях программы. Сказался стереотип мышления, когда первичные комсомольские организации, сами комсомольцы готовы обсуждать уже сам проект, а не разрабатывать его самостоятельно, исходя из условий своей организации. Наиболее наглядно проявилось это в публикациях газеты «Комсомольское знамя», где в ряде выступлений (в основном, комсомольских работников) не давались конструктивные предложения, а критиковался проект основных положений за то, что он не проект программы. Много времени ушло на раскачку. В Токаревском, Староюрьевском, Знаменском районах партийно-комсомольские собрания прошли не в феврале, а начались лишь в марте. В Пичаевском, Сосновском районах комитеты комсомола не получили поддержку партийных органов, не созданы рабочие группы, проекты районных программ поручено разрабатывать самим райкомам комсомола. Да и предложения организаций и ведомств в проект областной комплексной программы больше ориентированы на то, чтобы взять на себя минимум обязательств по отношению к молодежи.

После рассмотрения проекта на пленуме обкома комсомола с внесением всех изменений и предложений, которые мы вырабатываем, программа, мы считаем, должна быть рассмотрена и утверждена на пленуме обкома КПСС и сессии областного Совета народных депутатов. В этом случае она приобретает законодательную силу на территории Тамбовщины. Аналогичным должен быть и порядок разработки и принятия районных и городских программ. Но главное, чтобы такие программы были в каждой организации, на каждом предприятии, в учебном заведении.

Надо помнить, что наличие программы — это не панацея от всех бед. Нужна целенаправленная работа комсомольских организаций и, прежде всего, в совершенствовании внутрисоюзной жизни. Конечно, некоторые положения Устава ВЛКСМ уже не отвечают современным требованиям, необходима их доработка. Но основа остается — это, прежде всего, то, что мы единый Союз! И выдвигая предложения по изменению работы комсомольских комитетов, надо видеть конечную цель и не допускать растаскивание организации на ряд независимых членов.

И последнее. Программа «Молодежь» — реальная возможность наполнить живым содержанием жизнь комсомольских организаций, использовав для этого поддержку партийных, советских и хозяйственных органов.

ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 36. Д. 3. Л. 10-15. Подлинник.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind