4 ноября 1989 г.
Для служебного пользования

Старая истина: дети — продолжение наших достоинств и недостатков. Но мы-то хотим не просто повториться в них. Пусть они будут лучше нас — вот пожелание, пожалуй, каждого. Это ожидание связывается, прежде всего, со школой.

На повестку дня сегодня вынесена одна из острых школьных проблем. Около 40% школьников заявляют о своем нежелании посещать школу. Из каждых десяти школьников лишь один признает, что в лице учителя имеет старшего друга и советчика. 67% учителей желали бы избавиться от учеников, не проявляющих, по их мнению, должного интереса к учебе.

У нас в районе на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состоят 66 подростков-правонарушителей, из них 39 учащихся школ, 11 из них — учащиеся Оборонинской средней школы. Напрашивается вопрос, в чем же причина? На этот вопрос, как правило, ответ готов практически у всех: «В этом вина педагогических коллективов школ, которые еще не сумели отказаться от устаревших форм воспитания, больше запрещают, чем организовывают работу и досуг учащихся». Видите, как все просто. Школа никогда не снимала и не снимает с себя ответственности за воспитание подрастающего поколения. Школа — это зеркальное отражение всех тех общественно-политических событий, которые происходят в обществе. Вот с этой точки зрения и хотелось бы подойти к проблеме.

Учитель нуждается в элементарном сочувствии, особенно в «глубинке»: холодный класс, снятый угол в чужом доме, хлопоты, чтобы достать книги, продукты, дрова, уголь. Ему мы говорим о долге, новых методах работы, но с каждым годом уходят былые порывы, душевные силы, а отсюда безразличие, инерция. Сейчас у многих возникла ассоциация — зачем бередить больные раны, знаем — но что поделаешь? Однако, товарищи, если мы действительно хотим возродить достоинство педагога, нельзя терпеть пренебрежение к нему. Райкому партии, местным Советам стоит вспомнить о доброй традиции общественного попечительства над учительством. Это даст моментальную отдачу.

И второй вопрос, который возникает в связи с этим — юридическая сторона. Сейчас идет очень много разговоров о смягчении уголовного законодательства. Позиция, как она нам представляется, такова: лишь гуманный подход, неотвратимость наказания, профилактика правонарушений смогут вернуть порядок на улицы наших городов и сел. Более того, нас по-прежнему убеждают: потерпите, все это со временем пройдет, наши несовершеннолетние преступники поймут, осознают и станут такими же послушными, как и все нормальные люди. Возможно, когда-то и станут, но прежде не раз совершат воровство, учинят драки, унизят человеческое достоинство. Товарищи, давайте снимем розовые очки, хватит представлять перед собой юных правонарушителей в образе хулиганчика Фигуры из гайдаровской повести «Тимур и его команда». Эта Фигура могла своей жертве бока намять, в худшем случае синяк под глаз поставить. Но сейчас-то другие «фигуры» во дворах и на улицах. Возраст тот же, действия совсем другие. Не кулаками орудуют, а ногами. Сегодняшняя «фигура» не на травке валяется, а дихлофос нюхает, не яблоки ворует, а мотоциклы, велосипеды и личные вещи граждан.

Сейчас много говорим о том, что надо не допустить потери для общества. Но, во-первых, можно оступиться по-разному. А во-вторых, не лучше ли для начала подумать над тем, как сделать, чтобы общество не потеряло нормального человека, живущего по людским, а не по звериным, извините, законам. Наверное, главное не ждать, когда тот или другой проступок (а, точнее, преступление) совершится. А для этого, в числе прочих мер, надо вывести на сцену людей, которые всегда находятся рядом с потенциальным преступником — его родители. А сейчас чаще всего они не рядом, а в стороне. Спрашиваем со школы, милиции, общественности, а о родителях вспоминаем в последнюю очередь. Вот, если бы знали: задержан твой сын за участие в драке или иное противоправное поведение — плати крупный штраф. Тогда у родителей, может быть, прибавилось ответственности, коль одной, моральной, недостаточно.

Мне непонятно, почему, когда мы заняты созданием правового государства, нас больше беспокоит гуманное отношение к правонарушителям, а порой преступникам и их безответственным родителям, нежели забота о надежной защите человека, его безопасности. Юриспруденция призывает — лучше предостеречь, чем исправить. Это так. Вот только чем предостеречь? Досрочным освобождением? Скидками на возраст? Но тогда как бы ни пришлось нам предостерегать и самих себя от излишней доверчивости и благодушия.

Нам кажется очень интересной и плодотворной та работа, которую организовал райком партии совместно с райисполкомом, я имею в виду «День школы». Но пойти, наверное, надо дальше, создав специальную совместную экспертную группу, которая в течение бы нескольких месяцев тщательно изучила все болевые точки каждой школы. В рамках райкома партии это было бы все проанализировано, намечены конкретные лица и сроки для решения тех или других вопросов. Перспективный план надо составить года на три, который опубликовать в нашей газете. Было бы видно, что делается, где и когда. А с ответственных лиц спросить по-партийному.

ГАСПИТО. Ф. П-372. Оп. 34. Д. 1. Л. 25, 26. Подлинник.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind