13 марта 1942 г.

Мичуринский учительский институт существует третий год. Накопленный за два года опыт институт учел в своей работе, мобилизовал весь коллектив на лучшую постановку всей работы и устранение недочетов, выявившихся в работе прошлых лет. Только благодаря напряженной работе всего коллектива, несмотря на обстановку военного времени, институту удалось закончить первое полугодие с выполнением почти полностью учебного плана и программы. Учебные занятия были продлены до 17 января, а экзаменационно-зачетная сессия проводилась с 17 января по 8 февраля. Рабочая неделя была доведена до 46 часов.

Состав студентов

По плану НКП на 1941/42 учебный год прием был определен в 150 человек, фактически же принято 204 человека. За первое полугодие отсеялось 93 человека с 1-го курса и 36 человек со 2-го курса. Причины отсева: призваны в Красную Армию — 20 чел., перешли на педагогическую работу — 28, по болезни — 2 человека, эвакуированы — 53, а остальные 26 человек по разным причинам.

Таким образом, в институте на 15 февраля 1942 года состоит 230 студентов, которые распределяются по факультетам и курсам так:

—на факультете русск[ого] языка и литерат[уры] 1-[й] курс 50 ч., 2-[й] к[урс] 61 чел.

—[на факультете] физико-математическом -//- 39 ч., -//- 34 чел.

—[на факультете] естественно-географическ[ом] -//- 22 ч., -//- 22 чел. В институте всего 9 групп со средней численностью 26 человек в группе.

С 1 сентября 1941 года согласно постановлению Совнаркома СССР и указаниям КВШ и НКП были назначены на стипендию 29 студентов 1-[го] курса и 34 студента 2-[го] курса, то есть всего 63 человека (к началу сессии всего в наличии студентов-стипендиатов — 46, а остальные выбыли). На основании результатов зимней экзаменационной сессии с 15 февраля 1942 года на стипендию назначен 51 студент, из них студентов 1-[го] курса — 14 человек и студентов 2-[го] курса — 37 чел. Количество стипендиатов во втором семестре по сравнению с первым семестром уменьшилось на 12 человек.

В первом полугодии было освобождено от платы за обучение 69 чел., 176 студентов плату внесли своевременно, а остальные внесли с опозданием. Плату за второе полугодие внесли 148 человек, освобождено от платы за обучение 69 человек. Не внесли платы за обучение до настоящего времени 13 человек. Меры к тому, чтобы и эти студенты внесли плату, принимаются. Есть полная уверенность в том, что все студенты, хотя с опозданием, плату внесут.

Штат института

На 15 февраля 1942 года в институте работают 2 доцента, 13 старших преподавателей. Из всех преподавателей работают только в институте 13 человек и 2 человека в учительском институте работают по совместительству (нет географа).

Учебно-вспомогательный персонал

В институте работают 3 старших лаборанта, 3 лаборанта — всего 6 человек (4 из них с высшим образованием и 2 с незаконченным средним).

Пополнение библиотеки и кабинетов

За первую половину 1941/42 учебного года затрачено на пополнение библиотеки 1974 руб. и на пополнение кабинетов 2445 руб. Библиотека и кабинеты еще не стоят по своему оборудованию на том уровне, какой необходим для высшего учебного заведения. С одной стороны, теснота помещения, с другой стороны, недостаточность оборудования не позволяют полностью наладить работу библиотеки и кабинетов. Чувствуется острый недостаток учебников и учебных пособий по русскому языку, литературе, физике и географии. Библиотекой института обслуживаются два госпиталя, кроме того, передана № воинской части часть специальной литературы по радиомеханике и радиооборудованию. Для обслуживания госпиталей выделен специальный фонд в размере до 3500 книг.

Организация учебной работы

К началу учебного года институт приступил с полным составом преподавателей. Все дисциплины, указанные в учебных планах, были введены в расписание.

Перед началом учебного года было проведено заседание Совета института и собрание преподавателей по специальностям. Институт к началу учебного года имел государственные программы и учебные планы по всем дисциплинам. На кафедрах и собраниях преподавателей по специальностям были подробно рассмотрены и утверждены рабочие планы преподавателей. Таким образом, каждый преподаватель, приступая к работе, имел программу, рабочий план и установки, данные кафедрой и Советом института.

Но в процессе работы за 1-[е] полугодие пришлось перестраиваться, так как доводить работу до конца пришлось по некоторым предметам другим преподавателям. По физико-математическому факультету преподаватель физики профессор Оболенский эвакуировался с вузом им. Мичурина, тов. Кострицын, Ремезов — преподаватели математики — мобилизованы в РККА. По литфаку преподаватель русского языка тов. Куждина эвакуирована как жена командира, мобилизованы преподаватели основ марксизма-ленинизма тов. Жабон и тов. Островский, тов. Лукин. По естеств[енно]-географическому факультету эвакуировался преподаватель естествознания тов. Новиков, мобилизован тов. Зубарев. Мобилизован директор института тов. Чаплин, мобилизованы военруки тов. Нырков и тов. Варицкий. Последовательно друг за другом мобилизовано 4 помощника по адм.-хоз. части. Таким образом, в течение первого полугодия пришлось в процессе работы заменять преподавателей и руководящий состав института, что, конечно, не могло не отразиться на работе института.

Несмотря на такие большие изменения в составе работников, институт полностью сумел заменить работников и обеспечить преподавателями все дисциплины.

Теснота и малая приспособленность данных институту помещений сильно тормозили проведение лабораторных работ. Только при очень большом напряжении удалось обеспечить выполнение лабораторных работ, предусмотренных программой.

Благодаря большой трудоспособности основной массы студентов, достаточно хорошей подготовленности студентов 1-го курса и добросовестному отношению преподавательского коллектива к работе, учебный процесс проходил на довольно высоком научном и идейно-политическом уровне. К лекциям преподаватели готовились тщательно. Лекции, как по научному, так и идейно-политическому содержанию, стоят на должной высоте. Лабораторные занятия по физике, химии, естествознанию и технике школьного эксперимента проводятся каждым студентом индивидуально. Все лабораторные работы, предусмотренные программой и учебными планами института, проведены.

Учебными планами на 1-[е] полугодие намечалось по всему институту 3547 часов, фактически выполнено за 1-[е] полугодие 3138 часов. Таким образом, учебные планы по всем факультетам выполнены на 88,4%.

Программы, намеченные на 1-[е] полугодие, выполнены. Качественное выполнение программ можно считать удовлетворительным, о чем свидетельствует результат зимней экзаменационной сессии.

Выполнение учебного плана за 1-е полугодие на 88,4% и почти нормальный срок начала занятий во 2-[м] полугодии (вместо 6 февраля по плану 13 февраля) дают полную уверенность в том, что учебный план и программы по институту к концу года будут выполнены полностью, и таким образом институт обеспечит выпуск студентов в сроки, установленные ВКШ.

Введение в учебный план на каждую группу по 120 часов на изучение сельхозминимума, трактора и комбайна, конечно, диктует необходимость удлинения рабочей недели и во 2-[м] полугодии.

Оборонная работа и помощь фронту

С самого начала войны коллектив института принимал активное участие в оборонной работе и в помощи фронту.

1. В период июнь-август 163 студента работали на оборонных рубежах.

2. В тот же период 30 студентов работали на строительстве завода, 65 человек работали в колхозах и 48 человек в совхозах области по уборке урожая.

3. С 20 сентября по 1 октября весь коллектив института работал по уборке урожая в колхозах Мичуринского и Первомайского районов.

4. С 1 ноября по 4 декабря весь коллектив института ежедневно работал по прорытию противотанковых рвов (учебных занятий не производилось).

5. Две бригады из студентов и преподавателей по 15 человек работали с отрывом от занятий по 3 недели по военному спецзаданию.

Таково непосредственное участие коллектива института в оборонных работах. Кроме того, коллективом преподавателей института для военных частей и рабочих заводов прочтено за отчетный период 374 лекции, которыми обслужено 58500 человек. Тематика лекций: «Горький как борец за социалистическую культуру против фашизма», «Героическое прошлое русского народа», «Великая Отечественная война против германского фашизма», «Герои Отечественной войны», «Фашизм — лютый враг славянского и русского народа», «Когда и как русский народ бил немецких захватчиков», «Роль советской женщины в Отечественной войне», «Географическое и экономическое положение и политический строй Германии», «Ледовое побоище», «Партизанская война в Отечественной войне 1812 года», «Партизаны в Отечественной войне» и др.

Коллектив института внес наличными деньгами и облигациями займа более 20000 руб. в фонд обороны и постановил ежемесячно до конца войны отчислять в фонд обороны однодневный заработок. Отчислили однодневный заработок на организацию госпиталя. Приняли активное участие в сборе средств на танковую колонну — преподаватели и служащие отчислили однодневный заработок, а студенты внесли наличным деньгами в размере от 3 до 15 руб. с человека. Приняли участие в сборе средств на танковую колонну имени Народного учителя (такие же размеры). Посылали два раза подарки бойцам Красной Армии, приняли участие в реализации вещевой лотереи (служащие и преподаватели подписались на вещевую лотерею в размерах от 20 до 30% месячного заработка, а студенты приобрели по 1-2 билета). Провели всем коллективом три воскресника, заработок от которых перечислили в фонд обороны. Два работника работали в качестве преподавателей при Осоавиахиме на курсах по подготовке шоферов 3-[го] класса.

Институт в основном связан в своей работе со школой: принимает активное участие в работе методических комиссий, помогает собирать и обобщать достижения в работе школ.

Посещаемость занятий студентами хорошая. За декабрь-январь посещаемость достигла до 95%. Пропусков занятий без уважительных причин нет.

Институт работает в другом помещении, т.к. прежнее здание института занято военведом. Новое здание институтом приспособлено, и все занятия проводятся в две смены. Разместился институт сравнительно с другими школами и учебными заведениями г. Мичуринска хорошо. Общежитий нет, и все студенты, нуждающиеся в жилплощади, размещены по частным квартирам.

Оборонно-массовая работа

В институте работают кружки ГТО и ПВХО. За первое полугодие подготовлено значкистов ПВХО 1-й ступени 86 человек.

В лыжном кроссе принимали участие 153 человека, из них сдали норму 121 человек.

Студенты принимали участие в работе по сбору теплых вещей для РККА, подарков к дню 24-й годовщины РККА и денежных средств на танковую колонну.

Преподавательский коллектив и служащие провели большую работу по ознакомлению неорганизованного населения с ПВО и ПВХО, проводили лекции и доклады по вопросам военного характера.

Студенты института обслуживали госпитали читками и музыкальными номерами.

Политико-воспитательная работа в институте выражалась в организации изучения передовиц «Правды», в изучении выступления тов. Сталина по радио, в изучении его речи на Красной площади и доклада на торжественном заседании, посвященном празднику Великой Октябрьской революции. Кроме того, был прочитан для студентов ряд лекций и докладов и проведен ряд вечеров, связанных с календарными датами.

На второе полугодие институт ставит перед собой следующие основные задачи:

1. Провести педагогическую практику так, чтобы она дала студентам максимальное знакомство со всеми разделами работы в школе.

2. Направить все внимание студентов и преподавателей на возможно лучшую подготовку к переводным и государственным экзаменам.

3. Принять все меры к тому, чтобы самостоятельная работа студентов была поставлена на должную высоту.

4. Организовать работу в лабораториях так, чтобы каждый студент самостоятельно смог проделать все лабораторные и практические работы и во 2-м полугодии.

5. Принять все меры к усилению военно-массовой и физкультурной работы.

6. Усилить связь института со школами города.

7. Добиться того, чтобы полностью выполнить контрольную цифру по подготовке трактористов и комбайнеров, а с остальными студентами проработать программу по сельхозминимуму.

8. Провести на должной высоте экзамены и госэкзамены.

9. Помочь совхозам и колхозам в проведении посевной кампании.

И.о. директора института Казаченко
И.о. зам. директора по учеб[ной] научн[ой] части Чиликин

Пометы:

1. Преподавателя основ м[арксизма]-л[енинизма] с нового учебного года.
2. Подобрать директора (оставить жел[ательно] т. Казаченко).
3. Географа-специалиста.
4. Общежитие для студентов.
5. Топливо, помещения.
6. Взять кварт[иру], занят[ую] эвакуир[ованными], для кабинетной работы. [Подпись отсутствует].

ЦДНИТО. Ф. 513. Оп. 1. Д. 3098. Л. 38-43. Подлинник.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind