Потребкооперация: рынок, демократия, пайщик

August 29, 1991 | Comments Off on Потребкооперация: рынок, демократия, пайщик

Потребкооперация, несмотря на тотальное огосударствление, всегда была близка к рынку. Ей и в этих условиях удалось сохранить многое из того, что характерно для рыночных отношений, в частности самостоятельное использование всей прибыли, право закупок и продажи продукции по договорным ценам и само установление этих цен, относительно стабильной оставалась и система налогообложения. Но тем не менее до полной хозяйственной самостоятельности, до настоящей свободы предпринимательства и сегодня еще далеко. Подлинно демократические основы потребкооперации надо еще возрождать и возрождать.

На это и направлены решения, принятые собранием Совета Центросоюза СССР по вопросу работы потребкооперации я условиях перехода к рыночным отношениям. Предполагается осуществить комплекс мер по развитию кооперативной демократии, более широкому привлечению пайщиков к деятельности кооперативных организаций и предприятий, изменение отношений между потребительскими обществами и союзами различных уровней, усиление взаимодействия с Советами народных депутатов, налаживание делового партнерства с организациями и предприятиями других форм собственности и т.д. Конечная цель этой работы – укрепление позиций потребкооперации в рыночной экономике, высокая эффективность хозяйствования, социальная защита пайщиков, улучшение торгового и заготовительного обслуживания населения.

Что стоит за словами «развитие кооперативной демократии». Это прежде всего осуществление на практике права кооперативов самим избирать руководство, участвовать в принятии решений по хозяйственным вопросам. Кажется, это право и раньше было. Да, но и сегодня местные органы власти пытаются командовать нашими кадрами через голову уполномоченных и пайщиков, без них, без учета их интересов утверждаются планы, распределяется прибыль, а порой и дефицитные товары, списываются убытки. Но тем не менее процесс демократизации набирает силу: активизируют свою работу члены участковых кооперативных комитетов и комиссий кооперативного контроля. Они оказывают помощь заготовителям в закупках у населения излишков сельхозпродукции, глубже вникают в вопросы организации торгового процесса потребительских обществ, принимают участие в распределении товаров, пресекают негативные явления в торговле, с их голосом считаются при формировании выборных органов.

Недавно участники семинара – председатели РПС, райпо и потребительских обществ познакомились с работой нового в нашей системе общественного формирования – опорного пункта Красивского сельпо Инжавинского района. Все стороны работы охватывают общественники своим влиянием. В поле их зрения сохранность кооперативной собственности, культура обслуживания, заготовки сельхозпродукции, выполнение наказов пайщиков, соблюдение правил торговли, распространение передового опыта, проверки жалоб и т.д. Развитие кооперативной демократии требует кардинальной перестройки и системы управления: потребительские общества и союзы различных уровней должны быть равноправными партнерами, строить свои отношения на договорной взаимовыгодной основе, причем делегирование полномочий идет снизу вверх. Вся система договорных отношений, естественно, при строгом их выполнении, призвана способствовать организационно-хозяйственному укреплению потребкооперации, усилению ее позиций в рыночной экономике, формированию кооперативного самоуправления нового типа, упразднению излишних звеньев. Большинство подразделений аппарата переводится на хозрасчетную основу. А это значит, что они должны сами зарабатывать деньги на пропитание: на договорной основе оказывать различного рода информационные, методические, консультационные и посреднические услуги.

Конкретная структура управления и численность работников в каждом потребительском обществе и союзе устанавливаются ими самостоятельно, исходя из целесообразности и необходимости экономического расходования фонда оплаты труда. По предложению организаций и предприятий могут создаваться отраслевые ассоциации. Их задача – защищать профессиональные интересы отрасли, определять основные направления научно-технической политики, содействовать освоению новых технологий, заботиться о материально-техническом обеспечении и т.д.

Заслуживает внимания и создание такого органа, как совет председателей. На него возлагается рассмотрение проблем деятельности потребкооперации в условиях рыночной экономики, долгосрочных проектов развития нашей системы, развития межрайонных и межобластных связей, участие в формировании рынка товаров и услуг и т.д.

И конечно, перестройка деятельности потребкооперации немыслима без активизации работы пайщиков. Надо прямо признать, что в последнее время пайщик оставался в тени, с ним не работали и он не работал. Символическим – 15 рублей – был и сам размер паевого взноса, установленный три десятилетия назад. Заплатив эту сумму, человек получал преимущественное право на покупку дефицитного товара. И не случайно значительное количество пайщиков к этому и сводили свое членство.

Сегодня необходимо возродить и сам статус пайщика и прежде всего его интерес к делам потребкооперации. Он должен быть выразителем ее идей и ценностей, пропагандистом ее новых возможностей в условиях рынка, иметь свои обязанности перед кооперативом, как, впрочем, и кооператив перед пайщиком. В связи с этим с начала текущего года идет кампания по перерегистрации. В ряде районов, в частности Уваровском, ее уже завершили, в Бондарском и Сосновском она близка к окончанию. В то же время в Мордовском и Староюрьевском райпо, Первомайском и Ржаксинском райпотребсоюзах эта кампания идет крайне медленно, хотя их руководителям о том не раз и напоминали.

Наша нынешняя жизнь больно бьет по карману не только отдельно взятую семью конкретного человека, испытывает это на себе и потребкооперация. Приходится нести дополнительные расходы на транспорт, оплату процентов за кредит, на социальное страхование и многое, многое другое. Требуются также значительные затраты на развитие базы производственно-заготовительного комплекса. В этих условиях многие кооперативы, предприятия просто не в силах свести концы с концами, что в конечном счете скажется на обслуживании населения.

Где выход? Он видится прежде всего в повышении размера паевого взноса, в том, чтобы денежные вклады семейных паевых взносов использовались целевым образом, вовлечении населения, работников потребкооперации, а также колхозов, совхозов, предприятий и организаций в коллективные члены потребительских обществ.

Примеры на этот счет есть и в стране да и в нашей области. Магаданский рыбпром, решив стать коллективным членом пайщиков, внес 100 тысяч рублей вступительного взноса и 40 тысяч – обязательного. Магаданцы установили размер взноса для пайщиков 1700 рублей. Здесь кооперируют не только покупателей, но и государственные предприятия и организации, так как они наравне со всеми пользуются услугами потребкооперации.

В наших соседних областях Липецкой, Курской, Воронежской, Пензенском и Саратовской паевой взнос установлен в размере 100-200 рублей. По такому пути решили пойти и инжавинцы: здесь паевой взнос равен 100 рублям. Процент перерегистрации пайщиков тут пока невелик, но уже сейчас паевой фонд вырос вдвое с 214 до 500 тысяч рублей. Центросоюз РСФСР планирует за 1991–1992 годы иметь паевых взносов 12 млрд. рублей, в это значит, обязательный и паевой взнос по России должен вырасти до 500 рублей.

Чтобы привлечь сельское население, работников потребкооперации в члены-пайщики при таком высоком размере взноса, надо хорошо заинтересовать население. Чем? Путей много. К примеру, и начисления дивидендов на установленный пай в размере не менее банковской ставки – 8 процентов. Внося такой пай, человек как бы кладет деньги на сберкнижку с хорошим приростом Такого пайщика следует в первую очередь обеспечивать товарами повышенного спроса, выдавать ему кредиты на строительство, выплачивать годовые проценты дохода и т.д.
А. МАЛИНИН.
Заместитель председателя правления облпотребсоюза.

29 августа 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind