Dec
29
Из информационной сводки в обком ВКП(б) о ходе коллективизации по Тамбовскому округу
December 29, 1929 | Comments Off on Из информационной сводки в обком ВКП(б) о ходе коллективизации по Тамбовскому округу
29 декабря 1929 г.
Практические результаты. По неполным данным с мест в округе на 29.XII.1929 г. коллективизировано 26% всей пашни, что в абсолютных цифрах составляет 414 442 га, крестьянских хозяйств вошло в колхозы — 57678.
Лучше всех коллективизация проходит в Уваровском районе, в котором 70% пашни уже охвачено колхозами. Затем идут Соседский район — 60%, Инжавинский — 54%, Кирсановский — 50%, Земетченский — 39%, Рассказовский — 19, 6%, Покрово-Марфинский — 19%, Сампурский — 16,2%, Ржаксинский — 14,5%, Моршанский — 14,3%, Пичаевский — 13%, Алгасовский — 12,5%, Ракшинский — 12%, Бондарский — 10,3%, Пересыпкинский — 10%, Мучкапский — 9,2%, Тамбовско-Пригородный — 4,2%.
Настроение крестьянства. Последние сообщения с мест говорят о сдвиге, который происходит в деревне вокруг сплошной коллективизации. Основные крестьянские массы пришли в движение. Середняк двинулся в колхозы.
9.XII крестьяне с. Караула Инжавинского района похоронили единоличное хозяйство и перешли на коллективные формы труда.
Крестьяне земельного общества Загряжье, Рассказовского района в числе 92 домохозяйств влились в колхоз «Нива»!
Все домохозяева с. Пахотный Угол Бондарского района (за исключением кулаков и лишенцев) вступили во вновь организованный колхоз. Несмотря на сильное кулацкое сопротивление беднота и середняки с. Беляевки (Сампурского района) в числе 482 домохозяина с 2531 едоками перешли на устав артели. Новая артель насчитывает 3216 га пашни…
Крестьяне с. Рыбного и дер. Александровки Алгасовского р-на перешли целиком на устав товарищества по совместной обработке земли. Тоже самое происходит сейчас и по другим селам Алгасовского района, который охвачен широким движением за коллективизацию.
Собрание пастухов и батраков… Кирсановского сельбатрачкома по докладу о колхозном строительстве единогласно постановило вступить в колхоз. В тех местах жительства пастухов и батраков, где нет еще колхозов, собрание решило взять на себя инициативу их организации. Собрание прошло под лозунгом «нет батрака и пастуха вне колхоза».
Пятидесятилетняя крестьянка Чурсина на одном из собраний (в Мучкапском районе) говорила: «Нам нечего бояться колхозов, все женщины как одна должны войти в колхозы». Некоторые женщины на собраниях выкрикивали: «Не пойдем в батрачки к кулакам, мы за колхозы».
Целый ряд таких примеров говорит о том, что большая часть бедняцко-середняцкой части деревни поняла задачи переустройства сельского хозяйства, сочувственно относится к нам и охотно идет в колхозы.
Выступления кулачества. Наравне с сочувственным отношением основной массы крестьянства к коллективизации при проведении таковой (как и при хлебозаготовках и др. кампаниях) на деревне образовалось два борющихся лагеря: один — рабочие отряды, батраки, бедняцко-середняцкие массы, второй — попы, забитые темные женщины, кулаки и подкулачники, из числа зависящих от кулаков и зажиточных. Чуждые и кулаки применяют всяческие способы для противодействия коллективизации, например: рабочий из бригады, посланный для проведения коллективизации в село Моисеево-Алабушки, пишет: «Положение в с. М.Алабушки таково: кулак ведет наступление развернутым фронтом. Им мобилизованы женщины, подкулачники. Сам же он старается быть в стороне.»
Из Ржаксинского района сообщают: что в ряде сел под влиянием ссктантства и поповского мракобесия идет злостная агитация, что «антихрист, закованный в цепи на две тысячи лет раньше срока, сорвался с цепи и утверждает свою власть на земле». Перепуганные насмерть старухи и бабы «ходят по селам с заклинанием антихриста».
В Земетченском районе кулаки распространили слухи, что колхозы это «барщина», при которой девушки не могут выходить замуж и парни жениться по своему выбору. В колхозах будут подбирать женихов и невест красивых и некрасивых, высоких и низких с тем, чтобы уравнять по красоте и росту.
Наиболее яркой и опасной формой противодействия кулачества является распродажа скота. В этой части кулак нащупал наиболее уязвимое место. Играя на частно-собственнических предрассудках крестьянина, местами кулак создает панику среди населения, выражающуюся в массовом убое скота и его распродаже.
ЦДНИТО, ф.853, оп.1, д.4336, лл.4-6.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.