Sep
10
М.С. Горбачев: мир стоит на пороге новой исторической эпохи
September 10, 1991 | Comments Off on М.С. Горбачев: мир стоит на пороге новой исторической эпохи
Выступление Президента СССР на открытии Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
Уважаемый председатель! Уважаемые дамы и господа! Товарищи!
От имени моих сограждан, от имени наших республик, объединяющихся в новый Союз, приветствую вас в Москве.
В вашем лице приветствую международное сообщество, которое поддержало нас в критический момент, помогло остановить реакцию и тем самым доказало на деле, что Хельсинкский акт и Парижская хартия – не просто красиво написанные тексты. А документы, отражающие новую реальность, новую целостность мира, объединяемую общечеловеческими ценностями пна пороге новой исторической эпохи,
С огромным трудом выросшая в годы перестройки наша демократия, далеко еще не окрепшая, подверглась смертельной опасности.
Три главных урока следуют из августовских событий.
Первое. Подтвердился необратимый характер изменений, к которым привели демократизация и гласность. Перестройка, как бы ее ни критиковали и часто – заслуженно, уже сделала великое дело. За шесть лет пройден огромный путь. Произошел настоящий прорыв к новой жизни. Огромные массы людей осознали себя гражданами, для которых – вопреки всем тяготам повседневности – свобода стала высшей ценностью. Они-то и преградили дорогу заговорщикам, сорвали их замысел – вернуть страну в тоталитарное прошлое.
Второе. Переворот не удался также и потому, что окружающий мир осудил путч, выступил в защиту демократии у нас, рассматривая ее как часть всего демократического мира. Такая позиция естественна: Советский Союз, благодаря новому мышлению и основанной на нем внешней политике, перестал быть антагонистом в этом мире. В успехе перестройки видят теперь необходимое условие безопасности и прогресса всего человечества.
Но почему все же стала возможной попытка переворота? Здесь – третий урок для нас.
То, что произошло во время переворота, – в какой-то степени неизбежная схватка сил реакции и демократии. Накопившиеся противоречия должны были найти выход. Но мы должны судить обо всем трезво, быть беспощадными в анализе, твердо стоять на позиции реализма и признать, что были условия, с которыми заговорщики связывали свои планы.
Они рассчитывали, что удастся использовать социально-экономическую напряженность в обществе, недовольство неустроенностью повседневной жизни, падение жизненного уровня, отсутствие порядка, когда власти оказались неспособными обеспечивать личную и имущественную безопасность; поэксплуатировать тревогу по поводу жестокости национальных конфликтов и угрозы хаотического распада страны. Путчисты полагали, что в этой ситуации народ может пойти за ними, надеясь на стабилизацию и улучшение материального положения.
Они рассчитывали также и на то, что приверженность народа демократии еще не приобрела достаточной устойчивости. Да и сами демократические силы как следует не осознавали жизненной необходимости взаимодействия и сотрудничества. Не смогли подчинить все свои действия тому, что их объективно объединяло. Часто вступали в острую борьбу друг с другом, ослабляя себя перед лицом реакционных сил.
Сколько раз подобное случалось в истории, когда силы прогресса погрязали в выяснении нюансов отношений между собой, а реакция пользовалась этим и прибирала власть к рукам.
Когда заговорщики увидели, что на базе новоогаревского процесса растет тенденция к консолидации демократии, они и решили выступить, боясь опоздать. Но они не учли главного. Да, народ хочет законности и стабильности, но не через диктатуру, не через чрезвычайщину.
Глубоко просчитались они и сделав ставку на то, что страну вновь можно отгородить от других, опять противопоставить цивилизованному миру. Проигнорировали огромные, принципиальные изменения в международном положении нашей страны, особенно в отношениях с европейцами.
Оба фактора, во взаимодействии – демократические завоевания перестройки и новые отношения с внешним миром – предопределили поражение путчистов.
С самого начала кризисных процессов, связанных с коренным преобразованием общества, я видел свою задачу в том, чтобы не допустить взрывной развязки копившихся противоречий, стремился выиграть время, чтобы дать демократическому процессу приобрести достаточную устойчивость, укрепить в народе приверженность новым ценностям. Мой замысел состоял в том, чтобы, вопреки любым трудностям, сохранить курс преобразований, чтобы, несмотря на болезненность этого процесса, он шел в политических формах. Да и как иначе могли себя вести инициаторы перестройки? Какими же тогда они были бы демократами! Точно так же, как и на внешней арене, мы твердо держали курс, чтобы исключить решение проблем силой, предотвратить попытку реакционного поворота.
Но не могу не сказать при этом о допущенном просчете с моей стороны. На этапе, когда начался демонтаж тоталитарной системы управления, надо было действовать решительнее и быстрее по разрушению старых структур. Ведь именно там сосредотачивались силы прошлого, на которые смогли опереться заговорщики.
Однако тот факт, что переворот быстро захлебнулся, показал, что усилия твердых сторонников перестройки в руководстве страны не прошли даром. Случись переворот полтора-два года назад, результаты могли быть другими. Скоротечность путча, помимо всего прочего, показала и оторванность заговорщиков от народа, который стал другим, другой стала и армия. Обнажилась убогость их мышления, не позволившая им понять, что в обществе произошли такие изменения, которые неизбежно обрекут их авантюру на провал.
Итак, главный урок для нас из августовских событий – решительнее, смелее, быстрее идти вперед по пути демократических преобразований – к новому Союзу и рыночной экономике.
Разгром путча и все, что связано со Съездом народных депутатов, стало очистительной грозой. Съезд, проходивший в атмосфере общественного шока и отразивший эту атмосферу, тем не менее, оказался на высоте своей миссии. После острых дискуссий было достигнуто согласие в главном. То, на что вывел страну Съезд, отнюдь не является чем-то неожиданным, противоречащим генеральному направлению перестройки. Напротив, произошло взрывное высвобождение всего того потенциала общественного, экономического и национального развития, который накапливался в ходе перестройки и был заложен изначально в ее основном замысле. В принципиальном плане все, что раскрылось и происходит у нас сейчас, отвечает самым глубоким моим убеждениям и намерениям.
Не часто случаются в политической жизни дни и недели, которые в прямом смысле можно назвать историческими. Вы, уважаемые дамы и господа, приехали в страну именно в такой момент. Скажу больше: вы, в сущности, приехали в столицу государства, которое начинает отсчет новей эпохи в своем тысячелетнем развитии. Отныне международное сообщество будет иметь дело с Союзом суверенных государств. Со страной, где добровольно и равноправно сожительствуют свободные, демократические государства, республики, многие десятки наций, народностей и этнических групп. Со страной, где дружески сосуществуют и взаимодействуют самые различные культуры и почти все известные религии, создавая неповторимое культурное и духовное пространство.
Великая евразийская демократия станет одним из оплотов нового мира, его безопасности, сближения между двумя континентами в строительстве справедливого мирового порядка. Совокупный внешнеполитический потенциал нового Союза возрастет благодаря раскрепощенному и оригинальному вкладу составляющих его суверенных республик. Конечно, все это – впероди. Но мы будем настойчиво и последовательно работать, имея в виду именно эту цель.
Вы, по-видимому, знакомы с основными документами Съезда народных депутатов. Позвольте их коротко охарактеризовать.
Принятая Съездом Декларация прав и свобод человека, документы, определяющие рамки и содержание переходного периода и принципы образования нового Союза, исходят из того, что высшей ценностью нашего общества признаются свобода человека, его честь и достоинство. Это становится и нравственным, и – что я особо подчеркиваю,– правовым фундаментом нашего Союза.
Республики, которые заявили о своем намерении составить его, подтвердили приверженность внешнеполитическому курсу нового мышления, всем взятым на себя ранее обязательствам Советского Союза, в том числе сформулированным в хельсинкском Заключительном акте и Парижской хартии. Они создадут механизм, способный обеспечить согласованную линию по кардинальным направлениям международной безопасности, разоружения и развития.
Важной составляющей целостности Союза станут единые Вооруженные Силы, эффективный централизованный контроль над ядерным потенциалом, совместная оборонная политика. Это даст гарантию надежной безопасности всех республик и Союза в целом и в то же время отвечает фундаментальным принципам современной международной политики.
Договор об экономическом союзе определит нормы и механизмы функционирования единого экономического пространства, основанного на добровольности, равноправии и преемственности обязательств перед своими гражданами и перед другими странами. Все, кто пожелают стать полными членами Союза, заключат между собой валютный союз, будут проводить общую денежную политику, состыкуют экономическое законодательство, договорятся об общем минимуме социальной политики. И конкретные очертания нового великого государственного образования определит Союзный договор. На Съезде решено ускорить его подготовку. Это уже не просто продолжение новоогаревского процесса. Будут учитываться новые реальности, которые столь явно обозначились и заявили о себе в связи с событиями 18-21 августа, в том числе и быстро распространившееся в последние дни понимание того, что обретение независимости – не предлог для хаотического разрыва исторических связей, а новая основа для создания прочного Союза действительно суверенных, по-настоящему независимых государств.
Новый Союз должен основываться на принципах независимости и территориальной целостности его самого и составляющих его государств. Предусматривается право вступления в Союз и право выхода из него. Каждая республика самостоятельно определит форму своего участия и связей с другими. Формула Союза суверенных государств позволяет найти оптимальный вариант сочетания суверенитета частей и целого.
Таковы, в самых общих чертах, контуры нового Союза. Строительство его будет непростым делом. Мы, не теряя времени, уже приступили к реализации на этом главном направлении того, что выработано в ходе Съезда народных депутатов.
Что касается прибалтийских государств, то, как известно, Госсовет, учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Литвы, Латвии и Эстонии в СССР, признал их независимость и поручил государственной полномочной делегации провести переговоры, и решить весь комплекс проблем, связанных с обеспечением прав граждан, экономических, политических, военных, пограничных, гуманитарных и иных вопросов.
Дамы и господа!
В переходный период, после подавления путча с новой остротой встали проблемы обеспечения прав человека на всем пространстве огромной страны.
Есть ли надежные гарантии от повторения чего-либо подобного? Отсылаю вас к решениям Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР. Там предусмотрены механизмы защиты конституционного строя.
Другой серьезный аспект – недопущение произвола при расследовании обстоятельств переворота, организаторы заговора и конкретные исполнители преступных действий должны быть строго наказаны по закону. Но недопустимы расправы с политическими противниками, преследование за инакомыслие, за принадлежность к тем или иным политическим организациям. Наше общество, пережившее чудовищные репрессии сталинского режима, десятилетия произвола, особенно чувствительно к таким вещам.
И еще. Теперь хорошо знаем: недостаточно провозгласить права человека или заявить о приверженности Всеобщей декларации на этот счет. Чтобы стать реальностью, права человека должны быть обеспечены законодательно и экономически.
Преобразование нашего Союза требует очень внимательного и ответственного отношения к меньшинству населения в новых государственных образованиях. Нельзя допустить, чтобы национально-государственная консолидация как в случае вхождения республики в новый Союз, так и в особенности в случае выхода из СССР сопровождалась ущемлением прав меньшинств. Наш опыт последних лет заставляет нас быть особенно внимательными к этой проблеме. Но – не только наш собственный опыт.
Если Европа не хочет оказаться перед лицом потока беженцев, вооруженных конфликтов, межнациональной ненависти, гибели людей и разорения городов и сел, она должна очень строго следить за соблюдением прав меньшинств всеми государственными субъектами на ее пространстве. Иначе рухнет весь европейский процесс, похоронив под собой и права человека.
Эта тема заслуживает самого тщательного, всестороннего обсуждения на такой конференции, как ваша, и ясно выраженной позиции.
Новое мышление помогло нам понять, что прочной основой демократии могут быть не только закрепленные в законе права и свободы человека, но и цивилизованный, современный рынок, экономическая свобода. Именно в такой атмосфере складывается новый характер людей, самостоятельно мыслящих и действующих. Они и образуют активную часть гражданского общества.
Но все это, как показывает мировой опыт, складывается веками и десятилетиями. А нам пришлось прорываться к этим ценностям за годы. Вот почему мы нуждаемся в содействии и поддержке, в солидарности. Она окупится с лихвой, поскольку речь идет о стране, с которой связаны прогресс и судьба всего мира. Я могу лишь добавить: то, что было сделано в дни после разгрома путча, открывает величайший шанс. И очень надеюсь, что теперь на Западе отнесутся с большим вниманием к тому, о чем я настойчиво и многократно говорил, призывая к практическому и результативному сотрудничеству с нашей страной. Мы на это рассчитываем, тем более что на базе Заявления Президента страны и руководителей республик уже созданы структуры совместных, скоординированных действий на переходный период – для стабилизации экономической и политической жизни, для ускорения радикальных демократических реформ. Тем самым налицо и условия для более быстрой и решительной реализации договоренностей в рамках «большой семерки», для содействия республикам и всему Союзу в возрождении народного хозяйства в принципиально новых условиях.
В августе мы лишний раз убедились в необходимости надежных правовых и материальных гарантий свободы информации – в национальном и в международном масштабах. По-видимому, на этой конференции уместно коснуться данной темы. В конце концов нужен механизм и соответствующая инфраструктура информационной безопасности, в особенности для чрезвычайных ситуаций.
Особо хочу здесь сказать о проблеме демилитаризации – она напрямую связана с правами человека. Ведь милитаризм не только иссушает экономику, не только готовит экологическую катастрофу, но и угрожает демократии политически, физически и духовно. Поэтому демилитаризация– одно из важнейших направлений утверждения прав и свобод человека. С еще большей убежденностью и настойчивостью будем добиваться ее у себя и повсюду. В этой связи специально хочу отметить, что мы по-прежнему за скорейшую ратификацию Договора по сокращению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе и Договора по СНВ.
Призываем правительства, мировую общественность сплоченнее и смелее действовать по всем направлениям демилитаризации международных отношений. Слово на этот счет вашей конференции, посвященной правам человека, гуманизму, сильно прозвучало бы в нынешней, коренным образом изменившейся обстановке.
Хочу приветствовать участников «параллельных» мероприятий общественности, приуроченных к межгосударственной конференции по гуманитарному измерению.
Я думаю, что вы с пониманием отнесетесь к тому, что я говорил почти исключительно о своей стране. Дело тут не только в том, что внутренние события последних недель несколько затормозили нашу внешнеполитическую активность. Дело также и в том, что, концентрируя сейчас все силы на наших внутренних делах, мы исходим из того, что их оптимальное урегулирование в интересах собственных народов и Союза в целом – самый важный и самый главный сейчас наш вклад и в мировую политику.
Очевидно, на конференции много внимания будет уделено нынешнему сложному этапу в европейском процессе. В самом деле: по мере ухода в прошлое противоречий «холодной войны» всплывают наружу проблемы и противоречия иного свойства. И ставят перед европейцами еще более деликатные задачи, не менее сложные, если решать их по новым критериям, по критериям СБСЕ.
Предстоит сложнейшая задача – осваивать новый тип отношений между государствами современной Европы. Тут много неординарных проблем. Потребуется очень серьезное их осмысление, уже с учетом глубоких перемен в странах Восточной и Центральной Европы, прежде всего – в нашей стране. Потребуется совместная выработка оптимальных подходов – чтобы не сыграть на руку силам сепаратизма и национального экстремизма, не нанести ущерба начавшемуся формированию новой Европы, идущей на смену Европе блоков, противостояния и барьеров, препятствовавших свободному обмену товарами, знаниями, достижениями в науке, технике, культуре.
Нельзя забывать и того, что Советский Союз, даже и в прошлом своем качестве, выступил в последние годы как мощный фактор европейской безопасности, взаимопонимания и сотрудничества. Не только стал генератором идей общеевропейского дома, но и внес огромный практический вклад в позитивные перемены на европейском пространстве.
Новый, демократический Союз суверенных государств, восприняв все позитивное, что сделано на международной арене Советским Союзом, будет еще активнее действовать на всех направлениях, предусмотренных хартией для новой Европы.
Позвольте пожелать вам всем успеха. Проблемы, ради обсуждения которых вы собрались здесь, затрагивают жизненные интересы каждого человека. И поэтому они – главные.
10 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.