Sep
10
На переломном этапе…
September 10, 1991 | Comments Off on На переломном этапе…
Внеочередной Съезд народных депутатов СССР, закончил свою работу, и все чаще стало появляться выражение: мы теперь живем в новом Союзе, в другой стране. Что за этими словами? Известно, что Съезд принял Закон об органах государственной власти и управления СССР в переходный период, объявленный им же для формирования новой системы государственных отношений. В соответствии с этим актом вся полнота власти в стране переходит к новым высшим органам управления. А как же союзный депутатский форум, до сей поры в соответствии с Конституцией являвшийся высшим органом власти? Что, произошел фактически самороспуск Съезда?
Этот вопрос, без сомнения, интересующий сегодня всех, был задан двум депутатам СССР.
Народный депутат СССР В.В. Давитулиани
–Теперь понимаю, почему не удался переворот. Он рождался в аппарате, заговорщики действовали и мыслили по-аппаратному. А действия эти напоминают чемодан с двойпым дном: декларируется одно, делается же фактически совсем другое. Путчисты пытались совершить переворот, но при этом хотели ввести в заблуждение и страну, и мировую общественность. Дескать, Президент выздоровеет и приступит к обязанностям, российское правительство продолжает работать… Но аппаратные игры сегодня не проходят, и случилось то, чего организаторы путча не ожидали. Народ не принял их обращений и приказов, армия, внутренние войска, КГБ не проявили полного подчинения, произошел раскол. Все это стало первопричиной поражения. После путча были арестованы главные действующие лица, в центре образовался вакуум власти, особенно власти так называемой репрессивной: за решеткой оказались Язов и Крючков, покончил с жизнью Пуго.
Республики это поняли и быстро заявили о своей независимости. Но появилась угроза хаоса в экономике. Необходимо было немедленно упорядочить процесс суверенизации таким образом, чтобы не было серьезного ущерба для экономического положения республик. Это предопределило появление совместного Заявления Президента СССР и высших должностных лиц республик. Перед Съездом была поставлена задача обеспечить правовую основу для переходного периода к новому Союзу, который должен основываться на принципах независимости и территориальной целостности государств. Съезд должен был также обеспечить, защитить юридические права и свободы человека и народов, принципы социальной справедливости и демократии. Была принята Декларация прав и свобод человека. Решение же первой задачи выразилось в создании совершенно новых органов исполнительной и представительной власти. Высшим органом будет двухпалатный Верховный Совет, который должны формировать республики, назначая, а не выбирая представителей. Замечу, что я с самого начала Съезда написал и послал в Президиум свои предложения по поводу того, каким хотел бы видеть Верховный Совет, и мои соображения практически полностью, за исключением несколких деталей, совпали с тем, что было в итоге принято.
–А какова же все-таки судьба Съезда, на ваш взгляд?
–Считаю допустимым такое сравнение: Съезд напоминает человека, пустившего себе пулю в лоб. Он находится в бессознательном состоянии, но тело еще живет, хотя уже ничего не решает. Для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики образуется Государственный совет в составе Президента и руководителей республик. Для управления экономикой республики образуют Межреспубликанский экономический комитет. Все это отражено в Законе об органах государственной власти и управления СССР в переходный период. На Съезде выделяется выступление депутата Оболенского, который очень горячо и убедительно доказывал, что нужно действовать в соответствии со старой Конституцией, иначе происходит произвол. Я с этим не согласен, потому что того государства уже не существует. Оно исчезло, есть несколько независимых государств, и основываться на старой Конституции – политика нереальная.
–Итак, вы не сожалеете о том, что возможно больше не придется участвовать в работе Съездов?
–Честно сказать, о том, что Съезд должен самораспуститься, я говорил давно. Это, что касается здравого смысла. С точки же зрения депутата я внутренне противился этому, потому что проводил большую депутатскую работу и прерывать ее не очень приятно. В частности, моя депутатская приемная служила и служит штабом демократических сил области.
–Съезд позади, Валентин Владимирович, вы в новой должности представителя Президента РСФСР, в новом кабинете… С чего начинаете свою деятельность?
–Фактически я вступил в должность сегодня. Но в течение двух дней перед Съездом в соответствии с Указом Б.Н. Ельцина и занимался изучением тех событий, которые произошли в области во время путча, выявлением фактов пособничества путчистам. При этом использовал те сведения, которые поступили от членов созданного в те дни депутатами представляющими «Демроссию», комитета по защите Конституции и демократии. В рамках этой работы побывал у генерального прокурора РСФСР Степанкова, которому передал, в частности, информацию о деятельности областного прокурора И.И. Шашурина, после чего в область прибыли представители прокуратуры РСФСР и занялись соответствующими расследованиями.
Сейчас же главной задачей считаю содействие выполнению распоряжений, решений, законов, принятых верховной властью России. Это нелегко. Область велика, и мне нужны помощники. Поэтому решил создать сеть общественных комиссий, которые бы действовали в самых различных сферах жизни области. Эта работа уже началась. В каждую комиссию будут входить народные депутаты, представители деловых кругов, руководители предприятий, хозяйств, просто активные общественники. Цель деятельности комиссий – сбор информации о ходе реформ в области, о выполнении законов, указов Президента, а также выработка конкретных предложений по ускорению преобразований в экономике, в различных сферах: сельском хозяйстве, торговле, медицине и т.д. Особое внимание будет уделено контролю за процессами приватизации и использования имущества КПСС.
–Что конкретно имеете в виду?
–А хотя бы строящееся здание на площади Ленина, старое здание обкома, Дом политического просвещения…
Народный депутат СССР В.А. Сысоев
–Прежде всего должен отметить, что, на мой взгляд, то, что произошло, а именно делегирование полномочий Съезда Верховному Совету, самороспуском Съезда не является. Да, мы приняли закон, которым утвердили новые высшие властные структуры, но это только на переходный период. Этот документ так и называется – Закон об органах государственной власти и управления СССР в переходный период. Конституция же в части, не противоречащей настоящему закону, действует. Статус народных депутатов СССР сохраняется на весь срок полномочий, включая право на участие в работе Верховного Совета СССР.
Нельзя не допускать, что в течение переходного периода, а каков его срок, сегодня никто сказать не может, возможны изменения в Конституции, но хочется верить,что Съезду народных избранников рано или поздно будет возвращен его решающий голос. Сейчас же в условиях сложившейся чрезвычайной обстановки в стране, думается, оправданы те чрезвычайные меры, которые предприняты на внеочередном Съезде. И я бы к определению «внеочередной» тоже добавил «чрезвычайный».
–Поясните, почему, Виктор Андреевич.
–Да взять хотя бы начало Съезда. Ведь на рассмотрение депутатов не была даже представлена повестка дня, предложенная сессией Верховного Совета. Сразу взял слово Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и огласил совместное Заявление Президента СССР и высших должностных лиц десяти республик, вызвавшее сразу массу вопросов. В этом Заявлении, в частности, не нашлось места для такого института власти, как Верховный Совет. Собственно, обсуждению этого документа, его положений и были посвящены главные дебаты на Съезде. Мы отстояли Верховный Совет, приняли закон о новых структурах государственной власти. Если говорить прямо, то солидных, весомых аргументов в противовес Заявлению на Съезде не прозвучало ни от группы «Союз», ни от Межрегиональной депутатской группы, ни от других движений. Мы все понимали, что идет нарушение регламента, чувствовали давление, стремление Президента СССР и группы руководителей республик во что бы то ни стало провести свою линию, но одновременно сознавали и всю важность предложенного ими выхода из, можно сказать, трагической ситуации, в которой оказалась страна. Это и определило принятые Съездом решения, важнейшие документы.
–Ваша точка зрения понятна, Виктор Андреевич. Но кто бы ни был у власти, вопросы воспитания детей, а это то, чему вы посвятили себя, остаются актуальными.
–В преддверии Съезда и нового учебного года наш Комитет по народному образованию обратился ко всем народным депутатам страны всех уровней с просьбой как можно больше внимания уделять системе народного образования. Мы сегодня называем себя новой страной, но в таком случае по-новому нужно относиться и к уровню обучения, воспитания детей. Если подрастающие поколения будут малограмотными, низкокультурными, разве можно ждать прогресса, процветания страны? В вопросах образования нельзя разделяться на республики, ведь не в каждой из них есть, например, вузы всех профилей, а человек должен иметь возможность получить образование по той специальности, которую выбрал. Значит – учиться в том вузе, который это образование ему даст, независимо от того, в какой республике он находится.
Нас волнует школьное воспитание, материальная база школ. А сколько требуется внимания свободному времени школьников! Ведь с началом перехода к рыночным отношениям так называемая досуговая система все больше становится на коммерческие рельсы. Сдаются, например, в аренду кооператорам помещения пионерских лагерей…
–А в вашем Дворце еще нет платных кружков, секций, Виктор Андреевич?
–Нет. И будем стремиться к тому, чтобы все оставалось бесплатным для наших ребят. В этом году, например, пришли новые дети и, в основном, из семей многодетных, малообеспеченных, Если будем вводить плату, огромная армия ребятишек останется предоставленной самой себе. Должен сказать, что наш Дворец пионеров на сегодня для нас тесен, нужна, большая по размеру площадь. И как было бы хорошо, если бы Дворец Переселили в строящееся здание, что предназначалось под обком КПСС. Ведь у нас масса кружков и открываются новые, например, действует кабинет, где с помощью специальных приборов изучается иностранный язык, открыт компьютерный класс, где занимаются юные программмисты, имеется и видеозал…
Хочу привести такую статистику по стране: 80 процентов всех специалистов в области науки и техники начинали свое обучение в системе внешкольного воспитания, здесь же получили первые познания и навыки 90 процентов гуманитариев, 60 процентов хозяйственников.
–Виктор Андреевич, а название Дворца пионеров вы не собираетесь менять? Ведь создаются помимо пионерской и другие детские организации.
–Но ведь и пионерская организация существует. И не в названии дело, мы ведь не готовим политических деятелей, не проповедуем ту или иную идеологию. Мы прежде всего видим перед собой человека, который хочет познать мир. На прошедшем Съезде принята Декларация прав и свобод человека, в которой есть статья, связанная с образованием населения. Предусматривается обязательное начальное образование для всех, среднее специальное и высшее должно быть для всех доступно, обучение остается бесплатным. Могу сообщить, что готовится к принятию закон о правах ребенка в стране, базирующийся на Конвенции ООН о правах ребенка.
10 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.