В гостях у «хозяина тайги»

September 10, 1991 | Comments Off on В гостях у «хозяина тайги»


Сбылась моя давняя мечта. В августе во время отпуска я перевалил Сихотэ-Алиньский хребет и побывал в сказочной, по описаниям исследователя Дальнего Востока В. Арсеньеаа, Уссурийской тайге. По красоте своей растительности, богатству животного мира эти места действительно заслуживают самых высоких эпитетов. Здесь ощущаешь себя, как в предгорьях, скажем, Южного Урала или Северного Кавказа: сопки, поросшие густым лесом; горные речки со студеной водой и стремительным бегом; каменные коридоры дорог, пробитые в скалистых породах. Но лес дремучее и загадочнее, чем обычная тайга: полутропический, затянутый местами лианами лимонника, заросший непроходимым диковинным кустарником.

Такую тайгу я увидел в двухстах пятидесяти километрах от города Уссурийска (приблизительно в четырехстах от Владивостока), где побывал в гостях у жителей глухой таежной деревеньки на берегу Уссурийки.

Климат в Приморье влажный, близкое солнце палит нещадно. И если бы не частые «выносы» (неожиданные мощные ветродуи с океана), думаю, пекло было бы изрядное.

Подворья в деревнях возводят добротные, с крепко сшитыми сибирскими строениями, из лучших пород кедрача. Ведь дом здесь нередко и крепость от натиска беспощадных муссонов с потоками воды, смывающими все на своем пути. Следы их видны в виде разбросанных строений, пропаханных потоком камней участков, горных дорог.

Несмотря на удачную рыбалку в Уссурийке и мой восторг от первозданной тайги, местные старожилы с вожделением вспоминали прежние времена: и хариус теперь, мол, уже не тот, и кета в их заводи заходит уже как случайная гостья.

Но меня больше всего интересовала судьба уссурийского тигра, занесенного в «Красную книгу». Рассказывали о нем охотники осторожно, как бы недоговаривая что-то. Но однажды их, наконец, прорвало.

Оказывается, этот красавец и «хозяин тайги» осточертел всем по горло.

–Представь себе,– подсчитывал старый охотник,– кабана или изюбра тигр зимой съедает за четыре-пять дней. В месяц ему нужно пять-шесть копытных. За год… Не торопись с арифметикой,– остановил он меня.– Завонявшую добычу этот зверь не очень-то жалует. И летом охотится чаще, чем раз в пять дней, так что за год он сжирает порядка сотни животных, целое стадо. А «полосатых» в Уссурийской тайге развелось сейчас более четырехсот…

Лакомством этого хищника являются и собаки. Недавно, зимой, в одной из деревень тигр истребил всех лаек. Интересно, что те за время набегов амбы ни разу даже не тявкнули: таков был их испуг от нашествия «хозяина тайги». Старые таежники вспоминают, что из экспедиций, бродивших по Уссурийской тайге, раньше всех обычно исчезали проводники: они больше всех общались с собаками, не мылись, и поэтому имели специфический запах.

Так что при встрече с тигром таежник бьет этого зверя, бьет и закапывает, порой даже с молчаливого согласия егерей или одобрения местных корейцев, которые ставят одно условие: назови место, где положил зверя и ты получишь в подарок «Жигули». Говорят, что кроме шкуры очень ценны усы амбы, из которых делают лекарство, спасающее женщин от бесплодия.

Любопытны повадки этого сильного, умного и хитрого хищника. Опытные особи, особенно самки, имеющие детенышей, чтобы не гоняться за добычей, обкладывают стадо копытных, пройдясь около стада по кругу. После этого животные, чувствуя со всех сторон запахи хищника, покорно пасутся в этом кольце. А амба кочует вместе с ними, постепенно убирая намеченные жертвы по одной. Бывает, что пара тигров нападает на стадо домашних животных. Отбивает от него штук двадцать коров, угоняет их в тайгу и так же песет до тех пор, пока не сожрет последнюю.

Официально тигров разрешается только отлавливать, естественно, по целевому заказу зоопарков мира. За зверем в тайгу идут зимой, когда хорошо видны его следы. С огромными рогатинами на плечах тигроловы преследуют амбу иногда больше месяца.

Наконец, разъярившись от надоедливого преследования, «хозяин тайги» решается дать открытый бой, замирает, готовый к прыжку, встречая охотников грозным рыком. Здесь важно так обложить зверя, чтобы равномерно сжимать вокруг него кольцо. Тогда тигр не может сразу решиться, кто опаснее и на кого прыгать вначале. А дальше нужно успеть прижать рогатиной хотя бы одну лапу (лучше заднюю), лишить тигра возможности сделать прыжок. Упаси бог, прозевать этот момент или промазать. В прыжке уссурийский тигр перешибает лапой хребет лошади.

Крепкие и мужественные мужики ходят на это рискованное дело. Их и осталось уже совсем мало. Хотя на Дальнем Востоке много стойких людей: общение с океаном и тайгой закаляет. Но и дает питательную среду для размножения другого «зверья»: бомжей, дельцов-кооператоров, рэкетиров и т.д.

10 сентября 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind