Sep
12
Сколько у нас управленцев?
September 12, 1991 | Comments Off on Сколько у нас управленцев?
В 1990 голу в народном хозяйстве был занят в административном аппарате области каждый восьмой работник
Перестройка приподняла занавес над многими бюрократическими тайнами. Одна из них – численность управленческого аппарата, затраты на его содержание. Первые публикации по этому вопросу, появившиеся в печати несколько лет назад, произвели «шоковый» эффект. Суммы, направляемые на содержание многомиллионной армии управленцев, оказались просто разорительны для страны, особенно в условиях бюджетного дефицита.
Что же изменилось с тех пор? За годы двенадцатой пятилетки в стране упразднен ряд общесоюзных и республиканских ведомств, ликвидировано более тысячи всевозможных главков и управлений. Перестраивались организационные структуры управления и в нашем, областном звене. Это должно было привести к уменьшению численности управленческого персонала. Однако значительных изменений не произошло. За пять лет численность работников аппарата управления сократилась на 6,1 тысячи человек при снижении общей численности рабочих и служащих на 37,4 тысячи человек. В результате доля управленческого персонале в общей численности уменьшилась с 12 процентов в 1985 году до 11,8 процента в 1990 году.
Среднестатистические данные, разумеется, не дают полной картины. Сравнив численность управленцев предприятий и организаций различных форм собственности, увидим, что наиболее низкий удельный вес работников аппарата в организациях кооперативной собственности (9,4 процента). Однако доля управленцев в кооперативах в прошлом году оказалась выше, чем на предприятиях и в организациях других форм собственности и в целом в народном хозяйстве области. Одной из причин этого явилось то, что около половины действующих кооперативов малочисленны, до десяти человек. В таких условиях даже минимальный штат управленческого персонала (председатель и бухгалтер) составляет уже более 20 процентов общей численности. В среднем же по кооперативам удельный вес аппарата управления в прошлом году составил 13 процентов. Что касается совместных и арендных предприятий, то здесь в аппарате управления занят каждый девятый работник.
Остается высокой доля управленческого персонала на государственных предприятиях и в организациях. С 1985 года удельный вес его практически не снизился. Хотя он и несколько ниже, чем в других областях Центрального Черноземья.
В отраслях сферы материального производства тоже мало утешительного. Сокращение численности и удельного веса управленцев произошло только в сельском хозяйстве, строительстве, на предприятиях и в организациях транспорта и связи. Заметим, что в строительстве хоть и началось сокращение аппарата управления, но он остается еще очень большим.
В иных отраслях материального производства доля управленцев в общей численности работающих не только не сократилась, но и выросла. На промышленных предприятиях за минувшую пятилетку на 200 управленцев стало меньше. Факт сам по себе положительный. Но если рассматривать его в сравнении с общей численностью рабочих и служащих, то обнаружится рост с одиннадцати до 11,2 процента.
Интересно проследить структуру самого управленческого персонала. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению доли счетно-бухгалтерских и канцелярских работников. Многие объясняют это переходом на новые условия хозяйствования, дескать, чтобы не прогореть, предприятию нужны высококвалифицированные специалисты. Это, конечно, так. Но почему и здесь мы пытаемся брать не уменьем, а числом. Не думаю, чтобы американцы погрязли в бесхозяйственности, но у них на всю страну 150 тысяч бухгалтеров.
У нас же только в нашей области их около десяти тысяч. В республике – более 1 миллиона 130 тысяч.
Общая численность рабочих и служащих в отраслях нематериального производства в 1990 году по сравнению с 1985 годом возросла на 1,4 процента, а численность работников аппарата управления этой сферы сократилась на 14,7 процента. В основном снижение произошло за счет уменьшения численности аппарата органов управления, которая за годы пятилетки сократилась на 33,9 процента, а управленческий персонал предприятий и организаций области – всего на 4,1 процента. Административный аппарат как бы растворился в сфере материального производства. Некоторые органы управления просто сменили вывеску и стали именовать себя производственными предприятиями и объединениями. В результате их обособленные аппараты влились в производство. Но продукции от этого не прибавилось.
Управленческие кадры лишь переформировали свои ряды. До их существенного сокращения еще далеко. Только последовательная реализация экономической реформы, переход к рынку помогут выработать принципиально новый тип органов хозяйственного руководства. Тогда и сокращение чрезмерно раздутого управленческого аппарата станет реальностью.
12 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.