Sep
19
Куба – СССР: уходя – оглянись
September 19, 1991 | 1 Comment
Итак, «незаметная» до сих пор советская военная бригада на Кубе, в соответствии с принятым советским руководством решением, в скором времени начнет покидать остров. Незаметная для кубинцев – разве что изредка попадались на глаза кубинцев небольшие группы молодых светловолосых парней в мешковато сидящих рубашках и брюках. Незаметная она была до сих пор и для нашего читателя – ведь на Кубе не было боевых действий, наши ребята здесь не гибли в отличие от Афганистана и некоторых других стран. Кроме того, вплоть до недавнего времени пребывание бригады на острове считалось «темой не для советской печати». Теперь эта бригада, являющаяся, по мнению специалистов, самой боеспособной частью на Кубе, уйдет отнюдь не незаметно.
Заявление Президента Горбачева о предстоящем выводе примерно 3 тысяч солдат и офицеров, входивших в состав контингента, в считанные часы облетела весь мир и практически везде получила доброжелательные отклики. Например» для государственного секретаря США Джеймса Бейкера, как передали средства массовой информации, такой поворот стал «полнрй неожиданностью». С общечеловеческой точки зрения, это решение нужно только приветствовать: с момента вывода бригады Министерство обороны СССР сократит свои расходы на ее содержание в далекой стране, матери перестанут беспокоиться за сыновей, находящихся за тысячи километров от дома. И все же, по мнению некоторых наблюдателей, существует ряд военно-политических нюансов… В первую очередь, решение Горбачева стало неожиданным и неприятным сюрпризом для Гаваны, где до сих пор в заявлениях кубинских руководителей и в печати утверждалось, со ссылкой на официальных советских представителей, что отношения между СССР и Кубой не могут ставиться в зависимость от оказания США экономической помощи Советскому Союзу. В заявлении Министерства иностранных дел Кубы, сделанном сразу после заявления М. Горбачева о выводе советских войск, впервые, пожалуй, за долгие годы двусторонних связей прозвучали такие слова, как «недопустимая практика в международных отношениях». Оставим решить дипломатам, допустимой или нет является такая практика, и попробуем разобраться в том, что будет после ухода бригады и, вообще, после постепенного сворачивания советско-кубинского военного сотрудничества.
Около 30 лет мы «учили плавать» Кубу – нашего «дублера» по построению социализма, помогали кубинцам создать то общество, в котором они сейчас живут. В последние годы наши взгляды на жизнь начали трансформироваться, а в августе этого года претерпели радикальные изменения. Однако правительство Кубы не хочет следовать нашим курсом, и это их внутреннее дело. Наши двусторонние отношения начали тоже обретать другие фермы, в том числе уже проглядывалось прекращение военной помощи республике. Мы не в долгу перед Кубой с экономической и политической точки зрения; однако наш долг перед кубинцами относится к категории общечеловеческих ценностей: прежде чем вывести наши войска с острова, необходимо убедиться, что нарушение устоявшегося баланса не приведет к трагическому конфликту между давними врагами – США и Кубой, не прольется кровь. До сих пор присутствие нашей бригады было определенной гарантией, сдерживающим фактором.
Хотя сейчас как кубинцы, так и официальные представители правительства СССР высказываются о том, что присутствие на Кубе советского контингента является в большей степени символическим, это, однако, не совсем так. Нужно признать, что решиться на агрессию против республики, где находится советская – хотя и учебная, но все же боеспособная – бригада, было чрезвычайно сложно ввиду дальнейших международных последствий. Все годы «холодной войны» Пентагон, безусловно, должен был учитывать этот фактор, и бригада являлась весомой гарантией ненападения. Таковы были реалии прошлого противостояния СССР и США.
Сейчас времена изменились в пользу всеобщего разоружения. Министр иностранных дел СССР. Б. Панкин отметил, что вывод бригады будет иметь «важное значение» для демилитаризации в регионе. Эта акция может стать и станет важным шагом, только если за ним последуют конкретные действия – гарантии со стороны США, направленные на обеспечение безопасности Кубы, и шаги кубинского правительства по сокращению своих вооруженных сил и вооружений. Иными словами, вывод наших войск без последующих успешных кубино-американских прямых переговоров при участии СССР по обеспечению мер взаимной безопасности может лишь осложнить обстановку в этом регионе. Ведь в этом случае здесь, разделенные лишь 180 километрами Мексиканского залива, один на один друг с другом останутся мощная и хорошо вооруженная армия Кубы, уступающая в Латинской Америке лишь Бразилии, и американские вооруженные силы, которые в рекламе не нуждаются. Обе стороны настроены в достаточной степени непримиримо, чтобы до конфликта хватило одной случайности, одной провокации. Нельзя забывать о таком взрывоопасном месте на кубинской территории, как Гуантанамо, где расположена стратегическая военно-морская база ВМС США.
Решение о выводе бригады принято, а вот возможно ли гарантировать успех желаемого диалога между Гаваной и Вашингтоном, да и вообще посадить стороны за стол переговоров в нынешней атмосфере «холодной войны» над Мексиканским заливом? Здесь и лежит основная трудность будущего – ведь даже и после ухода советской бригады, несомненно, в Вашингтоне будут продолжать звучать слова о «кубинской коммунистической опасности», а в Гаване – об «империалистической угрозе».
В такой ситуации хотелось бы верить, что наша дипломатия приложит все усилия и авторитет, чтобы состоялись конкретные встречные шаги США и Кубы, преисполненные доброй воли. Прежде всего это касается США – «по долгу более сильного». Хотелось бы, чтобы администрация США во всеуслышание заверила, что военного вторжения на Кубу, которое, вне всяких сомнений, приведет к тысячам жертв с обеих сторон, не будет. Хотелось бы, чтобы Куба в ответ на миролюбивые шаги США освободила себя от значительной части обременительных военных затрат. Хотелось бы, чтобы в этом районе произошла «цепная реакция доброй воли», началом которой послужил бы вывод «незаметной» бригады.
19 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.
Comments
1 Comment so far
Давайте уже называть вещи своими именами.
С 1962 по 1993 год на Кубе под видом учебного центра №12 стояла боевая 7-я ОМСБр находившаяся на острове постоянно в повышенной степени готовности.