Sep
19
Бензиновые жулики
September 19, 1991 | Comments Off on Бензиновые жулики
События, о которых пойдет речь далее, начались ровно год назад. Именно тогда, с наступлением осени, во многие ответственные учреждения – в том числе и в областное управление внутренних дел – стали поступать тревожные сигналы. Суть их сводилась к тому, что на автозаправочных станциях Тамбова скапливалось большое количество транспортных средств. В то время, как большинство терпеливо ждали своей очереди, кое-кто обслуживался со стороны. Злоупотребления подтвердились после того, как работники ГАИ и ОБХСС провели рейд. По его материалам отчетливо прослеживалась картина махинаций. В стране начал царить хаос во всех сферах хозяйства. Неминуемо сказался он и на обеспечении горюче-смазочными материалами. Дефицит породил ажиотаж и, соответственно, злоупотребления при распределении. Естественно, что итоги проверки были доведены до сведения руководства объединения «Тамбовнефтепродукт» и Тамбовской нефтебазы. Однако последующие события показали, как мало значения там придали этому предупреждению. Ситуация, пожалуй, даже усугубилась.
В этом году вновь стала поступать информация, что на АЗС нет порядка. Отдел борьбы с экономическими преступлениями УВД области снова решил проверить их работу. Организовал четыре специальные группы, общее руководство которыми было возложено на подполковника милиции А. Дубышкина. В один из недавних августов ских дней ровно в десять часов утра началась спланированная операция… Как выяснилось потом, именно первый заход был самым удачным. Второй, более поздний. – менее удачным, поскольку нежданных (по замыслу) гостей уже ждали…
АЗС-41, что в Стрельцах, находится на достаточно оживленной трассе при въезде в город. Но в тот день здесь не было задействовано… три колонки. Возникает вполне резонный вопрос: неужели помешал дефицит бензина? Отнюдь! Нетрудно было установить, что запасы топлива есть и достаточно большие – 16,3 тысячи литров. Мало того, обнаружили лаже излишки – 631 литр. Становится теперь понятным, почему оператор В. Старкова чувствовала себя полноправной «королевой бензоколонки» и позволяла обслуживать не только по талонам, но и за наличный расчет кого угодно на свое усмотрение.
АЗС-8 расположена в поселке Строитель… Ситуация аналогичная. Из восьми имеющихся колонок работает только три. В пятой, которая почему-то считается недействующей, тем не менее обнаружено 5782 литра бензина, триста из которых – излишек. Работающая здесь М. Тюренкова попыталась объяснить такие запасы тем, что обслуживает, мол, только спецмашины и имеет на это соответствующее распоряжение от старшей по АЗС Р. Самойловой. Хотелось бы в это поверить, но пришлось проверить. И оказалось, что среди оприходованных талонов с печатями автохозяйств не было ни одного из какого-либо АТП, имеющего специальный транспорт…
По-моему, достаточно ознакомиться с материалами проверки далее этих двух автозаправочных станций, чтобы понять: какая же царит неразбериха в целом в системе обеспечения нефтепродуктами. Любой работник заправки может поставить на колени самого строптивого и несговорчивого водителя, если у него пустой бак… Дефицит диктует свои условия. Но ведь дело-то в том (вдумайтесь только в это!), что в нынешнем году… не было никакого дефицита. Его создали искусственно. В этом убедились, как говорится, своими глазами работники милиции, подтвердила и работник нефтебазы Н. Башкатова. По ее словам, горюче-смазочных всегда хватает. Правда, бывают незначительные перебои, но они связаны только с тем, что автоколонны №1139 и №1805 не всегда своевременно осуществляют перевозки топлива.
Ситуация, когда объективно есть – или сознательно создается – неудовлетворенный спрос на что-то, всегда сулит выгоду тем, кто распределяет эти блага. Как не поверить звонившим, что жаловались: за услуги, мол, вымогают астраханские арбузы, черноморскую рыбу, свежеиспеченный хлеб и прочий более изысканный товар. Ведь в день проверки на АЗС-51, например, в большом количестве были обнаружены мед, сгущенное молоко, импортная колбаса… Продукты, которые практически невозможно купить в магазине. А Блохина не скрывала, что все это богатство принадлежит ей и куплено у водителей за наличные. Не пойман – не вор. гласит народная мудрость. Не будем и мы утверждать, что здесь есть криминал. Но давайте все-таки, положа руку на сердце, откровенно ответим: смогла бы Л. Блохина купить то же самое, если бы работала у станка?..
Обеспечение бензином и маслом по-прежнему остается выгодным делом. Выгодным для некоторых отдельно взятых личностей. Обнаруженные непогашенные талоны и излишки бензина подтверждают, что происходят многочисленные махинации. Механизм их тоже известен. Одно злоупотребление порождает другое. В автохозяйствах существуют приписки. В результате водители получают «лишние» талоны, которые продают по дешевке на заправках. А отсюда уже и «лишний» бензин.
В масштабах этого явления нетрудно убедиться. Совсем недавно директор Моршанского предприятия по обеспечению нефтепродуктами А. Соловьев начал обращаться во многие инстанции – и в милицию в том числе. Дело в том, что кооператоры и арендаторы должны приобретать талоны на топливо из специального рыночного фонда. Так в нынешнем году ни один из новоявленных бизнесменов – ни один – не выкупил этих самых талонов. А это означает, что многочисленная армия коммерсантов – своих и приезжих – имеет реальную возможность где-то подпитываться без всяких проблем за более дешевую цену за счет госресурсов.
Оперативные группы умело справились со своей задачей. Но смею предположить, что с негативными явлениями справиться им не удастся до тех пор, пока к этому есть социальные и экономически предпосылки. Ну, и руководство, которое делает вид, что ничего не происходит. Ведь в минувшем году все виновные отделались дисциплинарными взысканиями и только. Они и поныне продолжают свои темные дела. Взять старшего оператора АЗС-48 Н. Копыткину. Ее в прошлом году уличили в растрате 97 рублей. А в нынешнем… она укрыла от продажи сопутствующие товары уже на 560 рублей. К тому же ею не оприходовано 915 рублей выручки за оказание мелких технических услуг. Аппетиты, как видим, растут. Да и может ли быть иначе, если в ходе проверки выяснилось, что директор Тамбовского предприятия по обеспечению нефтепродуктами Ю. Беляков отдал устное распоряжение: не допускать работников милиции к самостоятельной проверке АЗС. Комментарии, как говорится, излишни.
19 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.