Sep
24
Под чьим контролем ядерная кнопка?
September 24, 1991 | Comments Off on Под чьим контролем ядерная кнопка?
После ситуации в Югославии нет другой более острой для мирового сообщества проблемы, чем контроль в СССР над ядерным оружием. Франция даже направила в середине сентября в Москву своего министра обороны, который обсудил с высшими военными и политическими руководителями Союза и республик названную проблему, а также перспективы реорганизации Вооруженных Сил СССР и распределения в сфере обороны компетенций между центром и республиками. Эти же вопросы так или иначе затрагивали министры иностранных дел Запада и Востока, побывавшие в Москве на конференции по человеческому измерению СБСЕ.
Беспокойство, проявляемое «за бугром» по поводу советских ядерных арсеналов, понятно. Три дня путча, когда наш Президент, он же Главнокомандующий, оказался практически изолированным в Форосе и лишенным возможности связаться с внешним миром, заставили задуматься (многих, возможно, впервые) о том, как это страшно, если «черный чемоданчик» окажется неизвестно в чьих руках.
В Кремле в последние дни неоднократно заявляли, что контроль над ядерным оружием сохраняет за собой центр. Такая позиция встречает за рубежом понимание, но тревога по этому поводу на Западе не уменьшается.
Вот что пишет московский корреспондент «Вашингтон пост»: «Откалывающиеся республики Советского Союза проявляют все возрастающую решимость в смысле формирования своих собственных национальных вооруженных сил, что увеличивает здесь страхи новой гонки обычных вооружений и усиления военной напряженности по всей Европе. И хотя все республики согласились в настоящее время на централизованный контроль над ядерным арсеналом старого Союза, их настойчивость в военной области порождает опасения, что некоторые независимые республики могут вскоре начать стремиться к своему собственному ядерному оружию. Как раз в последние несколько дней лидирующие политики Украины и Казахстана выступили против предложений о передислокации ядерного оружия с их территорий в Российскую Федерацию, то есть той самой идеи, которая всего две недели тому назад, казалось, пользовалась всеобщей поддержкой».
В этой, пусть длинной цитате очень точно сформулированы причины западного беспокойства.
И потом, при всем уважении к молодым суверенитетам республик трудно представить, как на практике будут выглядеть те или иные наши действия. Предположим (чисто теоретически, я подчеркиваю), при внезапном развороте событий потребуется ответить на нападение при помощи ядерных средств, находящихся, скажем, в степях Казахстана. Москва в таком случае прежде чем нажать ядерную кнопку, должна будет связаться с Алма-Атой, объяснить ситуацию и получить местное «добро». Так что ли? Сколько же времени понадобится на согласование такого эмпирического ответного ядерного удара?
Вообразите себе на минутку президента США, испрашивающего у губернатора, например, штата Оклахома разрешения на пуск атомной ракеты, размещенной на территории вверенного ему штата. Скажут: только что родившиеся самостоятельные республики – это не американские штаты. Что верно – то верно, но и атомное оружие – это не шутки.
Никто до конца не знает, к каким последствиям может привести появление на одной шестой части земной суши, занимаемой бывшим Союзом, новых ядерных держав. Помимо всего прочего, оказалась бы нарушенной вся сложившаяся за послевоенный период система международных отношений, больших и малых договоров и договоренностей, обязанностей и обязательств. Плохая она или хорошая, другой разговор, но она существует, действует. В общем-то именно благодаря ее наличию человечество уже 46 лет живет без всемирных конфликтов.
В этой связи недавнее предложение президента Франции Ф. Миттерана провести встречу четырех ядерных держав – СССР, США, Франции и Великобритании заслуживает, на мой взгляд, внимательного отношения. Союз должен выйти на такую встречу с четкими предложениями, гарантирующими полный политический и технический контроль за оружием массового уничтожения, чтобы избавить мировую общественность от обоснованных тревог. Без этого нельзя будет обеспечить доверие новому государственному образованию, которое создается на наших глазах.
24 сентября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.