Oct
10
Как ведется дело о государственном перевороте
October 10, 1991 | Comments Off on Как ведется дело о государственном перевороте
Более полутора месяцев отделяют нас от жарких августовских событий. Но острота связанных с ними ощущений и настроений, как представляется, не пошла на убыль. Как ведется расследование по уголовному делу о государственном перевороте, удалось ли органам прокуратуры выявить пособников путчистов на Тамбовщине? Об этом и шел разговор с первым заместителем прокурора области В. Амелиным.
–Виктор Васильевич, вы осуществляете общее руководство по расследованию данного уголовного дела. Уже сам факт расследования вызывает кривотолки. Одни, полагая, что если уж кто и поддерживал путчистов, так это прежде всего руководящие работники партаппарата и советских органов, и потому не ждут от следствия каких-то серьезных выводов: мол, не привыкла наша Фемида выступать супротив власти. Другие же, наоборот, не прочь уличить прокуратуру в чрезмерной ретивости: дескать, опять, точно в тридцатые годы, идет «охота на ведьм». Что скажете по этому поводу?
–Подобные заявления приходится слышать и нам. Что и говорить? Пресловутое телефонное право, которым беззастенчиво пользовались иные начальники, впрочем, как и ретивое беззаконие законников, творимое в сталинские да и поздние времена, еще долго будут откликаться злым эхом. И все-таки людям надо понять, что сейчас ни о каком влиянии, давлении со стороны партийных или советских органов не может быть и речи. Мы подчиняемся напрямую только вышестоящему органу прокуратуры. От нас требуется проверить все обстоятельства, связанные с переворотом, дать им юридическую оценку. Я не случайно подчеркиваю это, ибо есть попытки подменить правовую сторону дела политической. Мы не можем привлекать людей к ответственности за инакомыслие, пусть даже кто-то из сограждан и выражает взгляды ГКЧП. Отвечать по закону человек обязан за действия, в которых содержится состав преступления. Иными словами, расследования образца тридцатых годов не будет. Так что вопрос об «охоте на ведьм» тоже отпадает.
Вот почему я неоднозначно оцениваю прозвучавшие было призывы сообщать о фактах причастности людей к путчу по телефону. Да, в следственной практике мы нередко обращаемся к населению, в том числе через средства массовой информации, чтобы получить данные об обстоятельствах совершения конкретного преступления, о лицах, его совершивших, либо о месте их нахождения. Данное же обращение несет политическую нагрузку. Не исключено, что такого рода частный сыск приведет к ошибочному подозрению в отношении людей или даже намеренному очернительству отдельных из них. Здесь надо быть весьма и весьма осторожным, на что, кстати сказать, указывает Генеральный прокурор России В. Степанков. Он обеспокоен, что в ряде областей создаются самодеятельные общественные формирования, куда нередко входят и депутаты местных Советов, (представители общественных организаций. Эти группы пытаются вести самостоятельное расследование. Такие факты есть и у нас. Я понимаю, что в большинстве своем люди хотят добиться справедливого решения вопроса. Однако где гарантии от самосуда? Тем более, что такого рода самодеятельность немало мешает следствию.
–Возникает вопрос о сроках следствия.
–Да, к нам предъявляются претензии: дескать, затягиваем дело. Но вопрос о сраках регламентируется процессуальным законодательством, критические высказывания на этот счет, тем более требование скорейшего рассмотрения дела здесь может быть расценено как вмешательство в процессуальную деятельность, что в соответствии с законом недопустимо. Хотя, признаться, и нам бы хотелось завершить это дело побыстрей. Ведь столько других неотложных в производстве – об убийствах, грабежах… Сказывается сложность, многоплановость расследования. Ведь надо дать правовую оценку публикациям средств массовой информации, актам местных Советов, правоохранительных органов и КГБ, военного ведомства, идеологических институтов, в том числе партийных комитетов. Фронт работы, как видите, весьма широк. А наша группа, хотя и состоит из достаточно квалифицированных людей, немногочисленна.
–У граждан немало вопросов, связанных с судьбой известных в области руководителей партийных и советских органов. Речь, в частности, идет о бывшем председателе облисполкома и нынешнем председателе облсовета А. Рябове, бывшем первом секретаре обкома КП РСФСР Ю. Блохине, председателе Тамбовского горсовета П. Горбунове. Острый интерес к этим руководителям обусловлен выдвижением их кандидатур на должность главы администрации области. Вопрос ставится прямо: как, мол, находящиеся под следствием или подозрением люди могут претендовать на такой пост?
–Тут сразу надо уяснить, что уголовное дело возбуждено не против кого-то конкретно, а для выяснения, как я уже говорил, обстоятельств в связи с событиями 19-20 августа. В ходе расследования этого дела могут быть допрошены десятки, а то и сотни людей, в том числе и названные руководители. В случае установления фактов причастности тех или иных лиц к перевороту, их действиям будет дана надлежащая юридическая оценка. В данный момент обвинение никому не предъявлено, и мы не можем кого-то ограничивать в правах, скажем, выдвигаться и быть избранным на пост губернатора.
–В связи с расследованием, очевидно, может возникнуть и вопрос о прекращении или приостановлении деятельности той или иной газеты?
–Согласно Закону о печати деятельность средства массовой информации может быть прекращена органом, зарегистрировавшим его, либо по решению суда в случае повторного в течение года нарушения части 1 статьи 5 закона. Упомянутая норма запрещает, в частности, использование средства массовой информации для призыва к насильственному свержению или изменению государственного или общественного строя, в целях иных уголовно наказуемых деяний. Прокуратурой области в этой связи никаких решений не принималось. Поэтому говорить о чем-то конкретно преждевременно.
–Но, как известно, в коллективах некоторых газет их сотрудники сами решают вопрос о причастности издания к путчу. Не противоречит ли это закону?
–Можно предположить, что вопрос рассматривается в служебном порядке, с моральной точки зрения. Министерство печати РСФСР давало особые указания на этот счет. Тут коллективы вправе самоопределиться.
–В этой связи еще вопрос. Как вы оцениваете позицию органов прокуратуры области в отношении к путчу, свою позицию? По логике вещей, вы первыми должны были вмешаться в творимый над законной властью произвол, хотя бы запретить тем же газетам печатать призывы и указы самозванного комитета уже после первых публикаций их.
–Сам факт опубликования названных документов не являлся основанием для немедленного прокурорского реагирования без предварительной проверки.
–Значит, остается ждать, что в конце концов следствие расставит точки над «i», при этом руководствуясь законом, а не партийной или, как говорится, «р-революционной целесообразностью»?
10 октября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.