Aug
4
Кто защитит интересы крестьянства?
August 4, 1991 | Comments Off on Кто защитит интересы крестьянства?
Разговор о насущном с первым секретарем Тамбовского обкома КП РСФСР, председателем областного Совета народных депутатов Евгением Михайловичем Подольским.
–Евгений Михайлович, главный вопрос крестьянской жизни – вопрос о земле. Сегодня часто можно услышать мнение: будь, мол, нас частная собственность на землю, работал бы крестьянин единолично, не было бы тогда и проблем с продовольствием…
–А потому – долой колкоза и совхозы, раздавай всем желающим землю, приватизируй основные фонды? Да, такие выступления в прессе, на радио, телевидении появляются частенько. Но обратите внимание: самыми большими «знатоками» проблемы выступают не те, кто непосредственно живет в деревне и производит сельскохозяйственную продукцию, а те, кто никогда не жил и не работал в сельском хозяйстве. Среди них и те ученые, которые раньше активно и не без выгоды для себя разрабатывали вопросы теории и практики развития колхозов и совхозов, и теперь ратуют за их роспуск.
В доказательство против сложившейся системы ведения сельского хозяйства обычно приводится два довода. Во-первых, утверждается, что крестьянская Россия не только кормила себя, но и вывозила сельскохозяйственную продукцию за границу. Но при этом авторы таких заявлений почему-то уходят от вопроса: а как само население России, и особенно крестьянство жило и питалось? Ведь не секрет, что даже в черноземных губерниях большинство крестьянских семей большую часть года ели хлеб, испеченный не из чистого зерна, а с добавлением, как правило, лебеды, лузги, а мясо – по большим праздникам, чай пили с сахаром вприглядку.
Умалчивается и об объемах производства продукции, урожайности культур. Приведу лишь один показатель по нашей области: урожайность зерновых в 1913 г. была 7,7 ц. с гектара, тогда как среднегодовой ее уровень в двенадцатой пятилетке составил 20 ц. Цифры эти, думаю, не требуют комментария.
Во-вторых, многие публицисты и ученые объявляют прошлую пятилетку периодом развала сельского хозяйства страны. Так ли обстояло на самом деле? Обращусь вновь к своему региону.
Эти годы по погодным условиям были отнюдь не лучшими. Засуха 1986 г. оказалась самой жестокой за период с 1914 г. Небывалые же осадки в июне-октябре 1990 г. не позволили полностью убрать урожай всех культур. Своих сил не хватало, а должной помощи от правительства, горожан село не получило. И вот даже при этих условиях наши колхозы и совхозы нарастили в 1986–1990 гг. по сравнению с одиннадцатой пятилеткой производство валовой продукции на 27,6 проц. Они смогли увеличить среднегодовую продажу государству зерновых культур на 21,3 проц., сахарной свеклы – на 61,1 проц., подсолнечника – в 2,4 раза, картофеля – на 17,2, скота и птицы – на 45,2, молока – на 30,8, шерсти – на 32,5 проц.
К слову сказать, эти годы были не лучшими не только по погодным условиям. Они были худшими и по обеспечению сельскохозяйственного производства материально-техническими ресурсами: тракторами, автомобилями, комбайнами, кормоуборочной техникой, строительными материалами.
Невольно возникает вопрос: за счет чего же был достигнут рост производства и заготовок продукции колхозами и совхозами? На мой взгляд, положительную роль сыграли прежде всего два основных фактора. Во-первых, во всех колхозах и совхозах были разработаны и начали внедряться научно обоснованные системы земледелия и животноводства. Во-вторых, получили широкое распространение арендный и коллективный подряды.
Я полностью согласен с теми товарищами, которые утверждают, что за все годы существования колхозам и совхозам государство не создало условий для полнокровного развития. Коллективные формы ведения сельскохозяйственного производства просто не имели реальных возможностей полностью себя раскрыть. В стране никогда не были обеспечены эквивалентные экономические отношения в товарообмене между городом и деревней. Колхозы и совхозы постоянно выступали в роли «доноров» – то индустриализации страны, то укрепления ее обороноспособности, то восстановления разрушенного войной народного хозяйства.
Поэтому первое, что надо сделать для нормального и ускоренного развития нашего сельского хозяйства, ввести экономически обоснованный эквивалентный товарообмен между городом и деревней, чтобы он позволял вести расширенное воспроизводство и активное обустройство села. И далее. Даже после решений мартовского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, когда мы признали целесообразным развитие всех форм ведения сельского хозяйства, равные условия для их функционирования не созданы. Убедительно это показал П.Г. Бунич – президент Союза арендаторов и предпринимателей СССР, зам. председателя Комитета Верховного Совета СССР по вопросам экономической реформы, который дает «государственные» советы формирующемуся классу наших предпринимателей, как накопить капитал, не вкладывая своих средств в решение общегосударственных и общенародных интересов. Цитирую: «Сейчас многие дальновидные кооперативы закрываются и перерегистрируют себя как малое предприятие, благо, на это не требуется каких-то «страшных» бумаг, разрешений. Тем самым они попадают в зону полного отсутствия налогов, потому что для малых предприятий установлено, два года – не платить ничего, на третий – одну пятую часть налогов, с четвертого года налоговая ставка идет в 50 процентов. За это время можно специально разориться, и, открыв новое малое предприятие начать все с начала». (журнал «Работница», № 12, 1990 г.).
Вот это действительно экономический ликбез для рыцарей частного капитала, как обойти государство в своих интересах. Спрашивается, а кто же за них будет платить повышенные налоги на государственные нужды: оборону, развитие науки и техники, энергетики, транспорта, народного здравоохранения, образования, на обеспечение социальных нужд пенсионеров, инвалидов? Резонен и такой вопрос: на каком основании эти предприниматели будут пользоваться общественными фондами потребления, не внося в них по существу ни копейки? Выходит, опять все эти вопросы будут решаться за счет налогов с колхозника?
А что же делается для колхозов и совхозов? Здесь все наоборот. В результате удорожания техники, других материальных ресурсов, роста платежей по налогам и другим расходам их издержки в текущем году возрастут, по расчетам специалистов, более чем на 80 млрд. руб. Экономика колхозов разваливается, сокращаются объемы строительства на селе жилья, объектов социального назначения, коммунального хозяйства, дорог. Делается все, чтобы развалить колхозы и совхозы, причем сознательно, законодательно, в интересах ускоренного накопления капитала для зарождающегося класса предпринимателей.
Вот почему надо не на словах, а на деле создать равные условия для функционирования всех форм собственности в сельскохозяйственном производстве.
Есть и еще одна деталь, которую не надо затушевывать. В широком понимании предприниматель – не прямой производитель продукции, а работодатель. Ее опять будет производить тот же рабочий, колхозник, строитель, но уже под контролем предпринимателя, который добьется от него более высокопроизводительного труда, лучшего качества работ. Тогда, может, нам есть смысл не создавать класс эксплуататоров в интересах накопления личного капитала, а перенести частнособственнические нормативы организации производства и контроля на наши коллективистские производственные отношения при общественной форме собственности? Чтобы разгильдяй, прогульщик, пьяница сразу получил по заслугам, а хороший труженик сполна получал пропорционально количеству и качеству труда.
Ведь даже первые, еще до конца не отработанные формы таких отношений дают хорошую прибавку. Я имею в виду прежде всего арендный подряд.
В этом году внутрихозяйственный арендный подряд применяется в нашей области в 318 колхозах и совхозах (65 проц.). Сейчас почти полторы тысячи бригад, ферм и самостоятельных звеньев работают на его основе.
Арендными коллективами в прошлом году было произведено 56 проц. общего объема производства зерна, 63 – сахарной свеклы, 62 – подсолнечника, 32 – картофеля, 43 – молока, 38,5 – мяса крупного рогатого скота, 35 проц. – свинины.
Большинство коллективов закончили 1990 г. с хорошими результатами, добились роста урожайности культур и продуктивности скота, выполнили свои обязательства перед хозяйствами и государством.
Видя значительные преимущества новых форм производственных отношений, мы не устраиваем кампаний по вовлечению в них всех работающих в колхозах и совхозах. Рекомендую руководителям, специалистам всех уровней, каждому работнику глубоко все изучить, тщательно подготовиться и тогда переходить. К сожалению, и у нас были случаи спешки, не давшие должного эффекта.
–Поддерживаете ли вы курс на создавание фермерских хозяйств?
–Я твердый сторонник различных форм собственности на селе, но без права применения наемного труда и купли-продажи земли. Поэтому во исполнение Закона РСФСР «О земельной реформе» и Указа Президента СССР «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы» в области проводится работа по их реализации. Решением областного Совета народных депутатов создан комитет по земельным ресурсам области. Образованы подобные комитеты в сельских районах и городах областного подчинения. Утверждены положения о проведении земельной реформы в области, определены предельные нормы земельных участков для наделения крестьянских (фермерских) хозяйств, гражданам для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Сформирован специальный земельный фонд местных Советов народных депутатов общей площадью более 75 тыс. га. Работа эта продолжается.
На сегодня в области около 100 крестьянских хозяйств, они создали свою ассоциацию. В прессе нашей области ведется разъяснительная работа, проводятся «круглые столы».
Проведены совещания-семинары с председателями сельских Советов, исполкомов и руководителями хозяйств. Однако число крестьянских хозяйств растет медленно в основном из-за недостаточного выделения для этих целей техники, других материальных ресурсов, строительных материалов, финансовых средств. Это с одной стороны. С другой, думаю, что в стране допускается большая ошибка – не нарабатываются законодательные, нормативные положения защиты крестьянских (фермерских) хозяйств. Возьмем, к примеру, нашу область, где из пяти лет два-три года засушливые. А ведь для разорения крестьянского хозяйства и одной засухи достаточно. Вот почему многие боятся идти на фермерство. Надо чтобы в случае стихийных бедствий фермер имел надежную защиту, гарантированную помощь. Поэтому и к развитию фермерства следует подходить разумно, взвешенно, создавая условия для стабильного становления на ноги. У фермерства ведь есть много и своих внутренних проблем.
–Какими вам видятся современные колхозы и совхозы?
–Мне представляется, что среди других причин отставания нашего сельского хозяйства не последнее место играл фактор волюнтаризма, который имел место в руководстве отраслью. За тридцать пять лет работы после окончания сельскохозяйственного института я был свидетелем многих «новаций» в сельскохозяйственном производстве: борьба с травопольем, интенсивные зерновые севообороты, выведение парового клина и многое другое. Эти околонаучные инициативы, внедрявшиеся десятилетиями, приводившие к нарушению основных законов земледелия, не давали возможность колхозам и совхозам стабильно, на научной основе вести хозяйство. В конечном счете упала тень на коллективистские формы организации труда. Между тем именно в них заложен колоссальный резерв интенсификации производства. Наши совхозы «Пригородный», «Стрелецкий», «КИМ», колхоз им. Ленина Тамбовского, им. М. Горького Жердевского районов, имея более низкую техническую оснащенность, благодаря коллективному труду стабильно получают урожаи, надои, привесы не ниже лучших зарубежных фермерских хозяйств в равных климатических условиях.
А если взять социальные вопросы. Ведь только при коллективной организации труда сельский труженик может иметь нормированный рабочий день, выходные дни, как любой рабочий и служащий в городе. А это очень важно. Я убедился в этом, побывав в Бельгии. При посещении одного фермера выяснилось, что все четыре взрослые дочери отказались быть наследницами, заявив родителям, что им такая ненормированная, без выходных работа не нужна. Об этом тоже надо думать пропагандистам фермерства.
Словом, я глубоко убежден, что в силу сложившихся исторических процессов развития нашего сельского хозяйства – колхозы и совхозы были и останутся главными производителями подавляющего большинства видов сельскохозяйственной продукции. У них есть большие потенциальные возможности для своего устойчивого развития. Что же для этого надо сделать?
Прежде всего создать условия для эффективной хозяйственной деятельности, добиваясь строгого эквивалентного товарообмена между городом и деревней. Далее, в первоочередном порядке обеспечить хозяйства в полной потребности системой машин для всех отраслей, сельские стройки – материально-техническими ресурсами, сельских жителей – промышленными и продовольственными товарами, чтобы они не ездили за ними в город.
Следует дать право самим колхозам и совхозам решать, сколько и каких продуктов производить, и на основе этого создавать свою систему земледелия и животноводства, развивать подсобные хозяйства.
Необходимо смелей идти на реформирование внутрипроизводственных отношений в колхозах и совхозах, широко внедряя арендные, кооперативные коллективы, ассоциации, фермерские и семейные хозяйства.
Надо дать полную свободу действий не спекулянту-перекупщику сельскохозяйственной продукции, а их истинному производителю, оберегая его права строгим законодательством. Тогда мы народ накормим, и по доступным ценам.
–Какой вам видится роль сельских партийных организаций в преодолении кризисной ситуации в аграрной сфере?
–Думаю, не ошибусь: если скажу, что сегодня коммунисты располагают неплохой поддержкой на селе. Поэтому их святой долг возглавить всю работу по решению экономических и социальных проблем, о части которых я уже сказал.
Коммунистам в нынешней ситуации предстоит определить проблемы, которые надо решать не откладывая. В центре внимания должны быть в первую очередь социальные вопросы, забота о каждом человеке. Важно, чтобы в эту работу включились все партийцы, каждый имел свое конкретное поручение. Начнут реализовываться эти мероприятия, и люди пойдут за коммунистами.
По вопросам, требующим решения в районе, области, республике, стране – тоже действовать решительно через партийные комитеты всех уровней, используя право законодательной инициативы, через наказы своим народным депутатам, обращения к правительству, сессиям всех уровней, съездам народных депутатов. Активней и решительней выступать в прессе, на радио, телевидении, борясь за свое влияние на людей, давать отпор всякого рода популистам и псевдодемократам, которые ничего конструктивного для жизни коллективов не вносит.
В сложившейся обстановке, чтобы поправить дела на селе, необходимо единство действий партийных, светских, хозяйственных органов и общественных организаций.
Мы считаем, что в нынешнее тяжелейшее для страны время партийные организации, каждый коммунист обязаны повседневно заниматься не только пропагандой своих платформ и программных положений, но и реализацией конкретных социально-экономических задач. Чем больше и глубже коммунисты будут вникать в конкретные дела, добиваться повседневного решения пусть небольших, но реальных вопросов, тем выше будет их авторитет.
–Как вы относитесь к созданию Крестьянской партии России, и возможен ли диалог с ее представителями?
–Я бы не утверждал, что в стране реально действует Крестьянская партия России. В этом меня заставляет сомневаться сам процесс ее создания. Насколько я знаю, в деревне не нашли широкого понимания стремления ее лидеров к частной собственности на землю, переделу земельных наделов. Ее программные установки очень далеки от существующих реальностей, не отвечают интересам широких слоев сельских тружеников.
Если говорить о диалоге, то он возможен со всеми теми движениями и партиями, которые готовы работать на путях дальнейшего совершенствования социалистического уклада нашего общества. Но мы не стремимся быть политически всеядными и не заигрываем с теми, кто стоит на явно антисоциалистических, аптисоветских позициях. Убежден: всякие уступки антисоциалистическим слоям неизменно ведут к утрате наших позиций, девальвации социалистических ценностей и идеалов.
4 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.