Oct
16
Куба: наши солдаты уходят, американские остаются
October 16, 1991 | Comments Off on Куба: наши солдаты уходят, американские остаются
Вслед за заявлением советского руководства о выводе своих военнослужащих с Кубы в международных политических кругах начал оживленно обсуждаться вопрос о возможности и необходимости ответного шага со стороны США, который заключался бы в ликвидации находящейся на кубинской территории американской военно-морской базы Гуантанамо. В случае осуществления этого освобождение острова от иностранного военного присутствия приобрело бы взаимный, симметричный характер.
Показательно, однако, что, в то время как подобный «нулевой вариант» пользуется горячей поддержкой правительства в Гаване, Вашингтон проявляет по отношению к нему явно негативную реакцию. Такая реакция вполне объяснима: на протяжении десятилетий США прилагали все усилия для удаления с политической сцены ненавистного им режима Кастро, и сейчас, когда достижение этой цели представляется близким, как никогда, они вряд ли готовы идти на какие-либо уступки и послабления своему заклятому врагу.
База Гуантанамо размещена в одноименном заливе в юго-восточной части острова на основании соглашения, заключенного между двумя странами еще в начале этого века. В настоящее время здесь расквартировано от 2,5 до 3 тысяч военнослужащих, содержание которых обходится правительству США в 42 миллиона долларов ежегодно. Как утверждается в печати, по периметру базы расположено одно из самых насыщенных минных полей в мире, насчитывающее 70 тысяч противотанковых мин.
Согласно заявлению представителей ВМФ США, база Гуантанамо лишена всякого значения как потенциальный плацдарм для вторжения на Кубу, а имеет стратегическую важность в качестве наблюдательного пункта на маршрутах перевозки наркотиков. Представляется, однако, сомнительным, чтобы назначение мощной крепости, расположенной в столь нестабильной и взрывоопасной зоне, как карибско-центральнеамериканский регион, сводилось лишь к борьбе с наркомафией и не было связано с более широкими военными и политическими задачами, решаемыми администрацией США.
Нелишне вспомнить, что в процессе урегулирования кубинского кризиса 1962 года, завершившегося выводом советских ракет с Кубы, вопрос о базе Гуантанамо остался за рамками достигнутого компромисса. Тем более сейчас у Советского Союза, переживающего серьезнейшие внутренние трудности и надеющегося преодолеть их с помощью широкомасштабного экономического содействия Запада, вряд ли имеется реальная возможность диктовать свои условия США.
Другой немаловажный аспект рассматриваемой проблемы состоит в том, насколько будет ослаблен правящий на Кубе режим в результате отзыва советских военнослужащих. Нельзя не признать, что присутствие на острове советской бригады, символизировавшее нерушимость «братской дружбы» между Гаваной и Москвой, всегда имело скорее психологическое, чем военное значение. Оглядываясь назад, трудно предположить, чтобы в случае прямого американо-кубинского вооруженного столкновения эта бригада приняла участие в боях на стороне своих союзников, превратив таким образом локальный конфликт в глобальную схватку двух сверхдержав.
В настоящее время Куба располагает одной из самых крупных и хорошо оснащенных армий среди латиноамериканских стран, насчитывающей, по разным данным, от 180 до 250 тысяч человек, многие из которых получили боевую закалку, участвуя в африканских экспедициях. Если что и может повредить боеспособности кубинской армии, так это сокращение или прекращение военной помощи СССР, в частности поставок запчастей к вооружениям.
В конечном счете дальнейшее существование режима Кастро зависит отнюдь не от присутствия на острове советской бригады, а от того, будут ли и далее оказывать ему поддержку его собственные вооруженные силы в условиях кризиса революционной идеологии и день ото дня ухудшающегося экономического положения страны.
16 октября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.