Oct
22
Мертвые сраму не имут
October 22, 1991 | Comments Off on Мертвые сраму не имут
Многое переменилось в нашем обществе. Подверглись переоценке, может быть, и поспешной, прежние ценности и идеалы. Но вместе с тем просыпается национальное самосознание народа, его духовность. Ярчайший пример тому – возрождение Православной Церкви, тяга русских людей к вере. Чем обусловлены эти процессы, почему человек ищет пути к Богу – на эти и другие темы наш корреспондент вел беседу с архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением.
–Владыко, несколько поколений выросло в безбожии, забвении культуры, традиций, накопленных Церковью за столетия. Результаты оказались плачевны: разрушение вековых устоев не принесло людям счастья…
–И не могло принести. Потому что в каждом человеке живет божественное начало. Он и велик перед Господом, как его создание, как его образ и подобие. Отрицание религии привело к губительным последствиям. Мы перестали ценить то, что заповедал нам Христос. Не убий, не укради, люби ближнего своего как самого себя… Мы забыли о смирении и милосердии и как результат – жестокость общества, отсутствие терпимости, уважения к личности. В насильственном, вавилонском смешении народов забылись их истоки, традиции, верования. В результате выросли и сформировались люди, не помнящие родства, своего Отечества, не болеющие его болью. Потеря души народной всем нам дорого обошлась, читаешь газеты и содрогаешься – сейчас убить, обидеть слабого стало обыденным делом. Предана забвению уникальность, неповторимость каждой жизни. Испытав массовые репресии и гонения войны, общество не только потеряло лучших своих сынов и дочерей, оно привыкло к злодейству, воспитало в себе равнодушие, усыпило естественную тягу к добру.
–Но сейчас вроде бы положение меняется. Церковь стала активно посещаться, даже мода возникла на ношение крестиков, венчания…
–Сейчас возник особый мир, видимое обращение к Богу. Но главнейшая заповедь христианства – носить Господа в душе, поступать по-божески, соизмерять свои действия с заветами Спасителя. Нужно задумываться о цели и смысле жизни, нужно стремиться оставить после себя добрый след на земле. Этого пока нет. Многие государственные деятели строят на своей «приверженности Церкви политику, попросту позируют перед теле- и фотокамерами. Грех все это. Церковь – дом Божий, где мы мысленно ищем пути к Высшему судье и через молитву общаемся с ним.
–Господь выгнал из храма фарисеев, торгующих в нем…
–Да. И это говорит о невозможности соединения суетности с молитвой. Что же касается ношения крестиков молодежью, то, если она крещеная, это во благо. А так… Когда увидел на телеэкране певца Леонтьева с крестиком в ушах, беснующегося по сцене… Стало не по себе: Крест – это символ веры, символ страданий Создателя, принявшего муки ради спасения рода человеческого. Посему к нему надо относиться с благоговением, а не кощунствовать.
–Чем, по-вашему, отличается верующий человек от неверующего?
–Неверующий видит в самом себе кумира. Он не думает, что после смерти будет держать ответ перед Всевышним за все свои дела на земле. Верующий искренне стремится к добру, видит во всех окружающих своих братьев и сестер, стремится к согласию, честному труду, честной, порядочной жизни.
–Каковы сейчас задачи Церкви, как ее служители работают с паствой?
–Православная Церковь всегда была со своим народом – и в радости, и в горе, в годину тяжких испытаний. Наши святые мужи Александр Невский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский не только шли к людям, но и были горячими патриотами Отчизны, радетелями государства. Святой Александр Невский сам был ратником, воином; преподобный Сергий благословил на битву на поле Куликовом Дмитрия Донского, послал с ним двух иноков Пересвета и Осляблю. Православная Церковь почитаема во всем мире. Во время татарского ига Митрополитом Московским Алексием была излечена от тяжелой болезни ханша Тайдулла. Это известью из истории. Известно и то, что татары чтили христианского Бога, Иисуса Христа, как пророка, воздавали в какой-то мере почести священнослужителям, не глумились над святынями.
Как прежде наша Церковь разделяет все тяготы, выпавшие на долю народа, зовет его к созиданию, единению, честному исполнению своего христианского долга и гражданских обязанностей на благо Отчизны. И я верю, что встанет на ноги Родина,
окрепнем и мы.
Стало быть, одна из главных задач Церкви – это проповедь любви к ближнему!
–Как вы смотрите на то, чтобы в учебное заведение – школу, училище, институт пришел священнослужитель?
–Я считаю, что молодежи, детям надо нести слово Божье, воспитывать христианскую мораль еще в утробе матери. Надо знакомить с богословием, христианской моралью. Человек сам должен определить свое отношение к вере. «Малое знание удаляет от Бога, большое – приближает к нему»,– говорил Ф. Достоевский. Помимо всего прочего Библия – это и история духовной культуры. Сколько в ней прекрасной поэзии, философии. Это – книга жизни.
–Сейчас Церкви можно открывать свои общеобразовательные школы. Как с этим будет на Тамбовщине?
–Мы не спешим. Помимо базы, помещений, пригодных для школ, нужен и контингент преподавателей общеобразовательных дисциплин, чтобы слово священника нашло отклики и в их душах. Чтобы была гармония и преемственность. У нас при Скорбященской церкви работает воскресная школа. Дела там идут успешно.
–Вы, я слышала, недавно совершили поездку в Иерусалим. Первое это посещение, что испытали, ступив на землю обетованную?
–Словами всего не передашь. Это особое состояние души, соприкасающейся со святыми местами. Наша тамбовская группа состояла из восьми человек – шестерых священнослужителей, преподавательницы воскресной школы и сотрудницы епархии. Мы прошли по всем местам, где ступала нога Господа нашего, где он вел проповеди, собирал своих учеников, где пролег его крестный путь. В Иерусалиме я был в третий раз, и не только заново, но и еще с большей силой пережил все свои прежние ощущения. Кратко сказать – это было просветлением души.
–Раньше практически все паломники могли совершить такое путешествие…
–Сейчас усилиями русской Православной Церкви прорабатывается возможность организации таких поездок верующих – самолетом или теплоходом. Дело упирается еще и в валюту.
–Вы, Владыко, известны читателям нашей газеты и как общественный деятель, депутат областного Совета, один из активных сотрудников областного отделения Детского фонда. Каковы ваши усилия в этом направлении?
–Как депутат веду прием граждан. Тщательно записываю их просьбы. Стараюсь помочь. Увы, плоды далеко не те, которые бы хотелось иметь. Страшно много людей несчастных, живущих в ужасающих условиях. Мои настоятельные просьбы к руководству города и области помочь им, результата не имеют. Детскому фонду мы оказываем поддержку, открыли один семейный детский дом. Большую серьезную гуманитарную помощь нашей епархии для обездоленных оказали христиане из Германии. Этому содействовал мой бывший однокашник по Ленинградской Духовной академии архиепископ Лонгин, представляющий нашу Церковь в Дюссельдорфе.
–Сейчас идет возвращение Церкви зданий, в свое время отнятых у нее. Каковы дела с этим в нашей области?
–Похвастаться особенно нечем. Местные власти принимают решения, взаимоисключающие друг друга, а отсюда и результат… До сих пор не переданы нам Казанский, Преображенский соборы, бывший архиерейский дом. А в «Тамбовской правде» за 31 августа прочел заметку, будто бы это уже сделано… Печально, что дана такая необъективная справка в прессе.
–Расскажите немножко о себе. Как вы пришли к служению Богу?
–К Богу у каждого своя тропинка. Я родился и воспитывался в верующей семье. Но никогда в юности не помышлял о сане священнослужителя. В Ленинградскую семинарию я поступил двадцати восьми лет, вполне зрелым человеком. закончив ее, учился в Духовной академии, а затем был в аспирантуре…
–Живы ли ваши родители?
–Мама жива, ей восемьдесят пять лет.
–Заканчивая беседу, я бы хотела спросить, верите ли вы в наше возрождение, в то, что наконец пройдут темные, смутные времена?
–Я верю в долгую жизнь государства Российского. Во все времена люди, в нем жившие, тянулись к Руси, недаром она звалась святой, искали опору и защиту у русских. Так будет и сейчас. Только нам надо быть всем вместе. Прекратить распри, раздоры, пролитие невинной крови. Нам надо браться за дела, за труд. Перестать поносить и смеяться над мертвыми, сколь серьезными бы ни были их ошибки.
Мертвые сраму не имут. Надо самим не творить зла, любить свой народ и не экспериментировать на нем.
22 октября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.