Oct
22
Камбоджа: НРПК меняет цвет
October 22, 1991 | Comments Off on Камбоджа: НРПК меняет цвет
Эхо крушения ортодоксального марксизма докатилось наконец до Юго-Восточной Азии. Камбоджийские коммунисты после ожесточенных дебатов в партийном руководстве отказались от идеологических догматов и переименовали свою партию в народную. С ее стягов исчезла традиционная атрибутика большевизма – изображение серпа и молота, а также лик «вождя мирового пролетариата» Ленина. В стране разрешена многопартийность, провозглашены основные демократические свободы. Таковы главные итоги завершившегося в Пномпене внеочередного съезда Народно-революционной партии Камбоджи.
«Руководствуясь стремлением к национальному примирению, мы принимаем историческое решение об изменении политического курса»,– заявил на открытии съезда Генеральный секретарь ЦК НРПК Хенг Самрин. «Из красных мы постепенно превращаемся в розовых»,– сказал один из делегатов съезда, попросивший журналистов не упоминать всуе его имени.
Сегодня крах очередной марксистской партии уже не вызывает былого интереса. «Железный занавес» давно поднят, и международное сообщество озабочено более масштабными проблемами мирового или регионального развития. Однако судьба НРПК, наследницы основанной в 30-х годах на территории Вьетнама, Лаоса и Камбоджи легендарной Компартии Индокитая, привлекает внимание. В ее настоящем просматриваются контуры будущего двух других «близких родственников» – коммунистов СРВ и ЛНДР. Насколько известно, они пока не спешат «поступиться принципами».
Что ожидает новую народную партию в стране, раздираемой на протяжении последних тринадцати лет кровавой гражданской войной и наконец получившей надежду на мирное урегулирование конфликта в результате ожидаемого компромисса между четырьмя камбоджийскими группировками?
«Большинство членов Политбюро и ЦК серьезно обеспокоены перспективами и чувствуют себя неуверенно»,– процитировало агентство Рейтер анонимного представителя пномпеньской администрации. Точкой отсчета предстоящих перемен, станет подписание 23 октября в Париже договоренностей, согласно которым в Камбодже должны пройти всеобщие свободные выборы под контролем ООН с участием всех политических сил страны. Реальная перспектива потерять власть и заставила бывшую НРПК кардинально пересмотреть программу, исключив из нее скомпрометировавшие ее за долгие годы тоталитаризма понятия, такие как «социализм», «марксизм-ленинизм» или «революция».
Вместо этого партия объявила, что ее главной целью является «объединение всех камбоджийцев, приверженных идеалам патриотизма, демократии и мира», «обеспечение основных прав человека», «создание в стране, свободного рынка на основе предпринимательской инициативы, прав собственности на землю и другие средства производства».
Но все это – дело будущего. Что касается ближайших задач, то они связаны с кадровыми перестановками. Выступивший на съезде нынешний Председатель Совета министров пномпеньской администрации Хун Сен заявил: «Чтобы привлечь на сторону НПК камбоджийских избирателей, нам понадобится личность, то есть такой человек, который обладает достаточно большим влиянием». По мнению наблюдателей, это был прямой выпад против Генерального секретаря ЦК НРПК Хенг Самрина, обвиняемого действующей в изгнании оппозицией в подавлении инакомыслия и создании лагерей для политических заключенных.
Одновременно Хун Сен, с именем которого реформаторское крыло в партии связывает надежды на будущее, призвал делегатов поддержать на всеобщих выборах кандидатуру ранее опального, а ныне – главы объединившего все камбоджийские группировки Высшего национального совета Камбоджи принца Нородома Сианука. «Я думаю, что его избрание президентом страны будет лучшим способом избежать нового политического кризиса»,– подчеркнул Хун Сен.
Либерализация политической системы в Камбодже создала еще одну опасность для новой партии – ее раскола на сторонников жесткого курса, то есть последователей бывшей НРЛК, и реформаторов. Против такового поворота событий также предупредил Хун Сен. «Только единство наших рядов может поставить надежный барьер на пути возвращения полпотовцев к власти»,– указал он. Не случайно, что новый устав «не допускает деятельности по подрыву рядов» НПК, требует от ее членов обеспечить «четкую дисциплину».
В итоге стремление к единству продиктовало следующий расклад в руководстве НПК: председателем ЦК избран нынешний глава Национального собрания страны Чеа Сим, его заместителем – Хун Сен. Хенг Самрин получил символический пост почетного Председателя ЦК.
22 октября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.