Aug
5
СССР – США: прощай оружие
August 5, 1991 | Comments Off on СССР – США: прощай оружие
Подъездные пути были забиты дорожной техникой, создававшей полное впечатление деловой суеты. В узких, как легендарные Фермопилы, проходах, оставшихся для пешеходов на проезжей части от сгрудившихся у тротуара машин, угрожающе рычали громадные грузовики с иностранными надписями на борту. Казалось, все было сделано для того, чтобы помешать журналистам заняться тем, ради чего они приехали в Москву со всех концов света: рассказать о новой, шестой советско-американской встрече на высшем уровне.
Не знаю, кто – городские власти или руководство Центра международной торговли, приютившего пресс-центр, избрали именно последние дни июля для активных ремонтных работ. То ли не изгладилась привычка создавать трудности, чтобы было что радостно преодолевать, то ли наглядно продемонстрировать гостям перестройку в действии. Посетители Пресс-центра, увешанные съемочной техникой и спецпропусками, с трудом выдирали ноги из свежего асфальта, поминали строителей недобрым словом на разных языках, но дело свое делали: мировая печать все эти дни истово помещала на первых полосах корреспонденции о переговорах президентов Советского Союза и Соединенных Штатов.
Признаться подобные мероприятия утратили былую сенсационность. Последние годы главы двух великих держав поддерживают постоянный контакт по телефону, оперативно обговаривают важнейшие международные проблемы. Их встречи стали рабочими, но не утратили своей значимости, и последняя, в Москве, не исключение. По всеобщему признанию, она имеет историческое значение, без преувеличения.
Именно в Москве был подписан договор о стратегических наступательных вооружениях, предусматривающий, впервые в мировой истории, сокращение ядерных арсеналов СССР и США. Этот документ подводит черту под многолетними торгами и открывает путь к договоренностям, способным покончить с угрозой ядерной войны.
Это была и первая встреча М.С. Горбачева и Дж. Буша по окончании «холодной войны». Десятилетия конфликтов и недоверия между Востоком и Западом накладывали свой отпечаток, и руководители СССР и США до сих пор обсуждали в основном вопросы разоружения, что не удивительно.
Администрация предшественника Буша, Рональда Рейгана, задала невиданные в мирной истории США темпы наращивания вооружений. Да и мы не отставали ради обеспечения стратегического паритета. О разумной достаточности в те годы и не помышляли.
К середине 80-х годов создалась по сути парадоксальная ситуация. СССР и США накопили достаточно оружия, чтобы несколько раз уничтожить друг друга и всю нашу планету. На содержание военной машины и разработку новых видов оружия затрачивались колоссальные средства. В результате обе страны, каждая по-своему, стали испытывать серьезные экономические и финансовые трудности. В частности, США были поставлены перед острой проблемой дефицита федерального бюджета.
Обе великие державы были заинтересованы в поисках решения назревших внутренних и не в последнюю очередь – международных проблем. Отсюда новое мышление во внешней политике и регулярные советско-американские встречи на высшем уровне.
На этот раз, в Москве, на первый план вышли вопросы взаимодействия в отношениях между двумя странами. Это было обусловлено уже достигнутым на международной арене опытом прошлого сотрудничества и необходимостью выработки общего курса на грядущее десятилетие. Настала пора подвести солидную экономическую базу под политические договоренности.
До последнего временя этому мешала известная подозрительность в отношении намерений СССР, сохранявшаяся у американских консерваторов, и оставшиеся от времен «холодной войны» законодательные рогатки на пути развития советско-американских торговых связей: всевозможные поправки, одобренные конгрессом США, которые увязывали торговлю с политикой.
Президент Буш, находясь у нас в гостях, не ограничился добрыми пожеланиями. В Москве был подписан ряд документов, открывающих возможности для расширения отношений в разных областях. Глава Белого дома также пообещал добиться принятия конгрессом мер, обеспечивающих Советскому Союзу режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Это означает, что наши товары на американском рынке не будут облагать высокими пошлинами и на каком-то этапе они смогут конкурировать, скажем, с японской продукцией. Звучит, согласен, смешно, но ведь речь, идет о будущем. А пока СССР занимает, мягко говоря, скромное место в американском импорте – менее одного процента в прошлом году, позади Турции и Финляндии.
Да и продаем почти исключительно драгоценные металлы и нефть. От нового режима в торговле выиграют прежде всего американцы, которым придется меньше платить за русскую водку, меха и икру. На данном этапе, пока мы не наладим выпуск конкурентоспособных товаров, новая ситуация для нас благоприятна только в перспективе. Иными словами, только от нас и наших усилий зависит, удастся ли заложить прочный фундамент под новые советско-американские отношения и обеспечить интеграцию нашей страны в мировую экономику.
Собственно, об этом говорил и президент Буш в Москве. По его словам, кризис нашей экономики возник не из-за нехватки иностранной валюты и провала попыток найти выход с помощью крупных займов и кредитов. Рассчитывать на то, что «Запад нам поможет» долларами, марками и фунтами стерлингов – не приходится, и Буш этого не скрывает. Он готов предоставить техническую помощь, направить экспертов, но не больше. Президент США убежден, что успех советских реформ зависит от самих советских людей.
Надеяться на широкий приток иностранного капитала также бесполезно. «Сейчас в Советском Союзе сложилась неопределенная обстановка,– говорит один из руководителей торговой палаты США Уолтер Уоркмэн. – Потенциальные инвеститоры не могут понять, кому и как платить налоги, с кем иметь дело, чтобы заключить сделку. Остается нерешенным столь широкий круг вопросов, что рекомендовать нашим фирмам вкладывать капиталы в вашу страну мы не можем».
Подводя итоги встречи в Москве, могу утверждать, что с полной определенностью вырисовывается вывод: последнее слово не сказано, и оно – за нами. Мы прощаемся с проблемами разоружения, но решать предстоит не менее сложные вопросы, затрагивающие наше настоящее и будущее наших детей.
5 августа 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.