Когда терпение лопнуло

October 25, 1991 | Comments Off on Когда терпение лопнуло

То, что Сосновка является одним из самых грязных и запущенных райцентров в области, знает каждый, кто хоть раз посетил ее. Залитые помоями улицы, неработающие водоразборные колонки, дороги в колдобинах, заплетенный торговый центр, раскопанные и загаженные скверики, дворы, превращенные в автостоянки… Словом, картина неприглядная. В этих условиях особая ответственность ложится на работников местного жилищно-коммунального хозяйства. Но служба эта настолько нищая и маломощная, что ей просто не по силам справиться с возложенными обязанностями. Год за годом влачила она жалкое существование, терпеливо латая многочисленные дыры. И вот это терпение кончилось.

В один из осенних дней по призыву независимых профсоюзов России проходила часовая стачка на многих предприятиях республики. В Сосновке ее активно поддержали именно коммунальщики во главе со своим новым начальником А. Никифоровым. Это он подтолкнул коллектив к тому, чтобы, наконец, громко заявить о своих претензиях и правах.

Итак, коллектив жилкомхоза, откликнувшись на призыв профсоюзов, на час приостановил все работы. Без выхода на площадь, без лозунгов и криков люди собрались на общее собрание. Приглашали и областное коммунальное руководство, но оно не почтило собрание своим визитом. А жаль, могло бы услышать много интересного: ведь наши коммунальщики, сколько бы ни работали,– больше 130 рублей не зарабатывали. У шоферов часовая тарифная ставка составляла 75 копеек, а буханка хлеба стоит нынче 60…

8 апреля начальник жилкомхоза впервые пошел в райисполком с пакетом требований своих работников. Просил помочь коллективу материально. Ему коротко ответили: «У нас нет средств. И вообще – это ваши проблемы».

Решение коллектива, тем не менее, было однозначным: срывать работу нельзя, но требования свои необходимо отстаивать до конца. Упорно и целенаправленно. А для этого следует все-таки добиться встречи с генеральным директором областного территориально-производственного объединения коммунального хозяйства Станиславом Николаевичем Никулиным.

С того дня прошло почти пять месяцев, за которые сосновские коммунальщики добились многого, но Станислава Николаевича они так и не увидели. Ни он, ни шесть (!) его замов не нашли дня для поездки в Сосновку. Знали – придется выслушать столько всякого в свой адрес… Ну, хоти бы о непомерно раздутых штатах областного аппарата, где сидящие в кабинетах получают не 80 несчастных рублей в месяц, а в несколько раз больше.

Сосновцы по весне постановили: добиться заработного минимума в 135 рублей, разобраться с дотацией, ибо 60 «павловских» рублей – чистой воды обман. Они рассчитаны на свои, имеющиеся у предприятий деньги, а есть ли эти средства у госучреждений? И еще решили: если до 1 июня 1991 года не будут даны ответы на все вопросы, коллектив предпримет более серьезные акции. Тогда же

А. Никифоров сообщил своим подчиненным, что лично он отказывается получать заработную плату до тех пор, пока не будет выполнено постановление собрания. Вскоре стало известно, что коллектив все же добился своего,– заработная плата была повышена на сорок с лишним рублей. Председатель Сосновского райисполкома А. Пузин полностью поддержал требования рабочих, поблагодарил их за то, что они проводили свои стачечные мероприятия, так сказать, без отрыва от производства. И пожелал добиться выполнения всех требований. А их еще много. Направлена была в область просьба о выделении для Сосновского жилкоммунхоза автотранспорта и оборудования для прачечной. Добавилось и решение трудового коллектива Ламского филиала просить о придании ему статуса самостоятельного подразделения со своим расчетным счетом в Госбанке. Короче говоря, о создании в Ламках своего комбината коммунальных предприятий…

Я беседовала с А. Никифоровым в начале октября. Первый мой вопрос о С. Никулине – приезжал или нет он в Сосновку?

–Нет. В Ламки наведывался главный инженер Е. Князев, но Сосновку и он объехал стороной. Не по душе наши забастовщики областному начальству.

А между тем им, несмотря на нищету, все же есть чем похвалиться. План девяти месяцев успешно выполнен. У рабочих значительно повысилась заработная плата. Каменщики, например, теперь могут заработать «чистыми» до 500 рублей.

Но излишняя настойчивость все-таки выходит им теперь боком. Область не жалует их до такой степени, что за все лето коммунальщики не увидели ни одной доски. Дескать, заготавливайте материал сами: то есть платите за эти заготовки, отрывая от своей зарплаты. Что ж, на такое отношение был предпринят ответный ход: 9 сентября сосновцы единогласно решили «уйти» в муниципальную собственность района, освободиться от двойного подчинения. Если их примеру последуют другие районы, то кто будет тогда содержать генерального директора и его шестерых замов?

Было принято недавно и еще одно неординарное решение: о возмещении материального ущерба предприятию за прогул и пьянку. То есть, если кто-то прогулял день или пропьянствовал его, он не только лишается зарплаты за этот день, но и платит за, так сказать, упущенную выгоду. Уже есть прецедент: удержано 23 рубля с тракториста, прогулявшего день. Это относится, кстати, не только к рабочим, но и к ИТР коммунхоза.

Проблем здесь, как видим, выше головы. Техника давно отслужила все мыслимые сроки, У некоторых машин даже невозможно установить год выпуска. Остро нуждаются в пиломатериалах и кирпиче. Самый больной вопрос – водоснабжение: нет запасных частей, труб, колонок. В плачевном состоянии находится технический парк и в Ламках.

И тем не менее настроение у людей боевое. Они научились мыслить самостоятельно, отстаивать свои права…

25 октября 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind