Подвижник из Большой Липовицы

October 29, 1991 | Comments Off on Подвижник из Большой Липовицы

Страницы жизни духовного наставника Амвросия

Свой последний роман «Братья Карамазовы» Ф. Достоевский начал с описания монастыря, где пребывает любимый его герой Алексей в качестве послушника, общаясь с выдающимся по уму и нравственным качествам монахом-наставником Зосимой. Достоевский использовал свои впечатления от поездки в Оптину пустынь в 1878 году. Духовным наставником братии в то время был известный подвижник Амвросий, к которому приезжали за советом многие русские писатели и философы: В. Соловьев, К. Леонтьев (в монашенстве Климент). А. Толстой и Л. Толстой, М. Погодин. Беседы с мудрым старцем оказали влияние и на философские взгляды Достоевского, отразившиеся в романе. Амвросий в образе Зосимы узнаваем главным образом своей проповедью гуманного, благородного по своему духу народного православия.

Преподобный Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Он был внуком священника и сыном пономаря. Рос Александр веселым, жизнерадостным мальчиком, охотно участвовал во всех затеях своих сверстников. Но при этом с юных лет имел усердие к участию в богослужениях, читал и пел на клиросе. Будущий великий старец получил обычное для выходцев из духовного сословия образование: окончил Тамбовское духовное училище и Тамбовскую же духовную семинарию.

В выпускном классе семинарии Александр заболел. Недуг был только тяжелым, что юноша уже мысленно прощался с жизнью. Уповая на Бога, он решил дать обет: в случае исцеления поступить в монастырь. И он выздоровел… Но в течение четырех лет все не решался исполнить своего обещания. Закончив учебу, поступил на службу домашним учителем к одному помещику, затем преподовал в Липецком духовном училище греческий язык.

Хотя внешне А. Гренков и оставался все тем же веселым молодым человеком, наедине же с самим собой все чаще укорял себя за невыполнение обета. По совету старца Иллариона подвижник посетил Оптину пустынь (Калужской губернии), уже тогда знаменитую своими старцами, опытными духовными руководителями, принимавшую со всей России богомольцев.

В 1842 году состоялось пострижение Александра в монашество с наречением его Амвросием. Руководимый опытными старцами, Амвросий был рукоположен в иеромонахи, но вскоре очень тяжело заболел и не мог уже до самой кончины своей совершать литургию. Он стал принимать посетителей, обращавшихся за советом и утешением. В немощи явилась сила. После кончины старца Макария он становится духовным наставником братии и берет на себя тяжелый труд духовного руководства тысячами людей, приходивших в Оптину пустынь и связанных с ним перепиской.

Будучи тонким психологом, Амвросий обладал даром экстрасенса и, имея огромный опыт общения с людьми, умел угадывать мысли обращавшихся к нему богомольцев, в какой-то степени интуитивно предсказывал их дальнейшую судьбу, чем и заслужил большой авторитет чудотворца. Однажды к чему на прием пришла молодая девушка, выпускница Высших женских курсов, которая за глаза называла преподобного Амвросия «лицемером» и лишь по просьбе родных согласилась съездить в Оптину пустынь. Она спряталасъ за спинами посетителей, но прозорливый старец вдруг обратился к ней со словами: «А это что за великан стоит? Это – Вера (так звали девушку, которую он раньше не видел никогда). Пришла поглядеть лицемера?». В жизни Веры после этой встречи произошел глубокий перелом, и она поступила впоследствии в женский Шамординский монастырь.

Наставления старца Амвросия были облечены нередко в шутливую форму, напоминали прибаутки, но всегда в них содержались мудрый совет и горячее желание помочь ближнему. Физически немощный человек на долгие годы становится источником света, добра и любви для многих и многих нуждающихся, молится за Россию и ее народ. Крестьянин и писатель, сенатор и военный, купец и монах, петербургская барыня и рязанская крестьянка – все находили у него утешение и отраду, для каждого был добрый совет, каждому улыбался он своей тихой и мягкой улыбкой. О том, как воздействовал на людей Амвросий, подробно написал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Его Зосима представлен таким же немощным старцем, как и Амвросий, тех же лет, и столь же духовно богатым и чутко улавливающим душевное состояние каждого человека.

К Амвросию обращались и люди сомневающиеся, а иногда – и вовсе неверующие. И им не было отказа, и на них распространялась любовь старца, побеждавшая безверие.

В романе Достоевский хоронит Зосиму. Амвросий же пережил своего литературного двойника и его автора на целое десятилетие, скончался он 10 октября (23.10 н.ст.) 1891 года и был погребен в Оптиной пустыни.

29 октября 1991

Примечание
Оптина пустынь – древняя святыня Русской Церкви, основанная, согласно преданию в XIV веке. Сегодня здесь, в Калужской области, по-прежнему располагается монастырь.


Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind