Безмерно чувство покаяния

October 30, 1991 | Comments Off on Безмерно чувство покаяния

Утром 30 октября на город впервые по-настоящему дохнуло суровым холодом предстоящей зимы. Подумалось: вот он какой неласковый этот День политзаключенного. Как будто нарочно кто-то выбрал такое непогожее время года, чтобы напомнить людям о миллионах страдальцев России, чей жизненный путь трагически оборвался и ушел в неведомую пучину безвременья – в мерзлую братскую могилу, а может, в студеные воды Белого моря… И еще мелькнула мысль: а придут ли вечером тамбовчане к зданию бывшего облуправления НКВД, чтобы в такую хлябь почтить память своих замученных дедов и прадедов?

И вот наступил вечер. Липкий снежный покров скрыл осеннюю грязь, приглушил шаги людей, подходивших к месту гражданской панихиды, организованной Тамбовским отделением общества «Мемориал». Открывая панихиду, депутат горсовета В. Коваль отметил, что уже второй раз 30 октября в Тамбове отмечается День политзаключенного, отмечается открыто, принародно. И хотя в этот вечер нас собралось немного, все эти люди – неравнодушные, испытывающие, чувство сопричастности ко всем страшным испытаниям, выпавшим на долю России.

Выступивший затем председатель тамбовского «Мемориала» Е. Старостин сказал, что в области уже реабилитировано 11 тысяч репрессированных, что Тамбовщина обильно полита кровью, и долг каждого гражданина – не очерстветь душою участвовать в нравственном очищении, в продвижении страны от беззакония и тоталитаризма к духовному возрождению, к неприятию любого насилия и террора, к гражданскому согласию. Депутат горсовета В. Середа предложил почтить память наших земляков скорбым молчанием со свечами руках.

Передавая друг другу робкий огонек, трепещущий при каждом порыве ветра, бережно прикрывая его озябшими ладонями, люди зажгли свечи. Их слабый отсвет лег на сосредоточенные лица, на поворошенные снегом шапки. Пенсионер Н. Замятин прервал молчание: «Да, судьба несчастных наших братьев была так же холодна, как сегодняшний вечер».

Затем собравшиеся отправились в Покровский собор, где настоятель отец Николай отслужил по невинно убиенным панихиду. Стоя под сводами божьего храма, слушая проникновенную молитву священника, преображались люди.

И безмерное чувство покаяния объединило всех: и молодых, и пожилых, и бывших коммунистов, и бывших лагерников…

После окончания службы отец Николай рассказал участникам панихиды о мучениях в лагерях ГУЛАГа репрессированных священнослужителей, о массовых казнях людей. Упомянул настоятель собора и о предсказании святого Серафима Саровского, что вновь может на русской земле начаться кровопролитие. И помыслилось: если не будет всенародного покаяния, если каждый не увидит свою сопричастность к прошлому и настоящему страны, тогда грош цена всей нашей демократии. Ведь дело не только в плохой погоде, но, наверное, и в черствости душевной. День всенародной скорби пришли отметить, к сожалению, лишь немногие. Практически не было молодежи. И как хотелось бы видеть здесь руководителей Тамбова и области, деятелей культуры, образования. …Выходя из церкви, я с грустью думал о своем деле Александре, без вести сгинувшем где-то под Сталинградом. Хорошо, что хоть внук вспомнил о нем, да, и поставил свечку на помин его души…

30 октября 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind