И в свете рампы сотворится чудо

November 3, 1991 | Comments Off on И в свете рампы сотворится чудо

9 ноября в Тамбове открывается 206-й театральный сезон

Театр и режиссер. Судьба свела их в июле прошлого года. Тамбовский драматический, с более чем двухвековой, полной ярких страниц, историей переживал не лучшие времена. Роль лидера этого творческого коллектива не сулила ее обладателю спокойных, безоблачных дней. Заслуженный деятель искусств РСФСР А. Савин, поставивший около сотни спектаклей, создавший единственный на Урале театральный музей, преподающий в Пермском институте искусств историю театра, согласился на эту роль. И сегодня художественный руководитель А. Савин, несмотря, на многочисленные трудности, на невыполненные до сих пор обещания дать ему квартиру, хочет работать в нашем городе и надеется на взаимность. Но… хотя бы в канун открытия нового сезона не будем «сыпать соль на рану», Поговорим о театре.

–Анатолий Афанасьевич! В первом интервью нашей газете, опубликованном 21 января нынешнего года, вы, в частности, сказали, что обращением к драматургии А. Чехова в самом начале своей работы в Тамбове хотите «сразу установить на должной высоте творческую планку». Удалось ли это?

–Думаю, что поднять планку удалось двумя спектаклями – «Вишневый сад» и «…И аз воздам». Что я вообще подразумевал под этой планкой? Прежде всего, хорошую драматургию и серьезный уровень разговора со зрителем. Я считаю, что театр не должен идти за улицей и все ее настроения и вкусы тут же нести на сцену. Может быть, это и привлекло бы лишнюю сотню зрителей. Но нужны ли такие приемы театру? Ведь есть телевидение, с которым театр не может и не должен соперничать». Политический ликбез – это не его функция. И я рад, что в прошлом сезоне в работе над пьесами А. Чехова и А. Кузнецова мы прикоснулись к очень серьезной драматургии. Проблема же в том, что этот уровень нам не удалось удержать в силу ряда причин: кассовый план вынуждает подстраховываться более «легковесным» репертуаром, приглашенные режиссеры диктуют свои условия, есть и другие трудности. В нынешнем же сезоне будем, стремиться вывести и актеров, и зрителей на более высокую интеллектуальную волну. Поэтому в наших ближайших планах работа над произведениями Э. Радзинского, А.К. Толстого, Э. Олби, Л. Разумовской. Надеюсь, что появятся на афишах названия спектаклей для молодежной аудитории. Но в любом случае отбор репертуара будет идти по принципу доминирования духовно-нравственного начала в пьесах.

–Вечный принцип. Но в состоянии ли донести духовно-нравственное начало до зрителя сегодняшний театр, сложнейший творческий организм, болеющий всеми хворями нашего общества?

–Да, к сожалению, абсолютно «здоровых организмов» нынче почти не осталось. Знаю это и по общению с коллегами в ассоциации режиссеров театра СССР, которую возглавляет М. Захаров. Я работаю в составе ее совета. Здесь, в Тамбовском , театре, все свои беды мы ощущаем и можно сказать, что находимся в непростом поиске путей решения нравственных проблем внутри коллектива. Но ведь не все можно решить на собраниях. Нужна душевная работа каждого во имя возрождения в театре истинной культуры. Я здесь нередко слышу: вот работал раньше режиссер – вот это была культура, а вот была актриса – вот это культура, то есть все говорят о культуре, но между тем, в театре с богатейшей историей нет своего музея. Наверное, настало уже время, когда от разговоров о кризисе духовной сферы надо переходить к ее реальному созиданию. Настораживает и такое мнение: давайте, мол, сперва людей накормим досыта, а потом займемся культурой. Боюсь, мы можем не успеть.

–Наверное, и об идеальной формуле взаимоотношений театра и зрителя, основанной на искреннем взаимном интересе и уважении, говорить сегодня, по меньшей мере, преждевременно. И все же, какими показались вам эти отношения в Тамбове?

–Мне кажется, что проблема зрителя внутри Тамбовского театра, чуть-чуть надумана. Оставим в покое вкусовую сторону вопроса. Я о зрителе и о театре сужу по разным показателям, но в том числе и не в последнюю очередь по тому, сколько билетов продает касса. Именно касса, а не уполномоченные по их распространению. И если в Тамбове на премьерные спектакли касса продает триста и более – это совсем неплохо. Это значит, что есть премьерный зритель, который следит за театром. Плохо другое – то, что у нас нет обратной связи со зрителем, нет людей, которые бы с ним систематически работали. Да к не уважаем мы его, наверное, раз вводим в обшарпанные стены, не приглашаем в буфет, потому что таковой отсутствует. Зрителю в подавляющем большинстве своем все равно, кто поставил спектакль, кто отвечает за чистоту ковровых дорожек, за освещение и так далее. Он пришел отдохнуть, пережить некие чувства, получить пищу для размышлений. Он хочет провести три часа если уж не в храме, то хотя бы где-то рядом с храмом.

Он, зритель, в первую очередь страдает от всех наших внутренних неурядиц.

–В общем, как сказал один из провинциальна режиссеров после лекции знаменитого Питера Брука, ищущего универсальный язык театрального общения: «Ему бы наши заботы». В плане забот: не убавится ли их хоть на немного после реализации последнего постановления Совмина России?

–Постановление, подписанное И. Силаевым, называется так: «О социально-экономической защите и государственной поддержке театра». На моем веку столь обстоятельный документ появляется впервые. И если все, что в нем намечено, осуществится, то жизнь театра станет намного интересней.

Наконец-то появился термин «учредитель». Ведь до сегодняшнего дня было совершенно непонятно, кому принадлежит театр. Теперь же четко оговорены основной принцип финансирования и необходимая для этого сумма. Теперь нас никто не заставляет играть по 400 спектаклей в год, дабы как-то спасти свое материальное положение.

Решает постановление и другой весьма важный вопрос: оно узаконивает единоначалие в театре художественного руководителя. И вот это-то кое-кому не нравится. Не нравится людям творчески несостоятельным, бездарным, а таких в большинстве театров добрая четверть труппы. Чего греха таить, нездоровая психологическая атмосфера в коллективах привела к тому, что средний срок работы главного режиссера в театре по России составляет два с половиной – три года. О каком же стабильном творческом процессе можно говорить?

Новый документ впервые приближает нас к цивилизованным нормам существования. Тем же, кто усматривает в них момент зарождения диктата художественного руководителя, надо бы помнить, что он, худрук, не только заключает контракты с актерами, но и с ним учредитель заключает контракт на пять лет. Главную же ответственность – ответственность перед зрителем – с нас не снимет ни один документ.

–Открытие сезона – всегда событие и для зрителей, и для актеров. Но что еще ожидает творческий коллектив в ближайшее время?

–Будет принят Устав театра. Все организационные вопросы необходимо решить до 1 декабря с тем, чтобы до нового года театр официально зарегистрировался. К тому времени он, вероятно, уже будет носить имя Г.Р. Державина. Такое желание в коллективе зрело давно. Это не дань нынешней моде на перемены имен и названий, и не желание выказать неуважение к заслугам А.В. Луначарокого. Это возвращение к историческим истокам. Ведь именно с первого представления в доме губернатора Г.Р. Державина, с ноября 1786 года, и начался Тамбовский театр. И несмотря на все трудности, хочется верить, что 206-й сезон станет в хорошем смысле поворотным в судьбе коллектива.

3 ноября 1991



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind