Nov
5
Его любимые роли
November 5, 1991 | Comments Off on Его любимые роли
Юрий Томилин приехал в Тамбовский драматический театр двенадцать лет назад после окончания Ростовского театрального училища. С тех пор, если не считать двухлетнего расставания с нашим городом, работает в Тамбове, в 1987 году заочно окончил ГИТИС, курс известного режиссера А. Васильева. И на сегодня в его творческой биографии насчитывается уже более сорока ролей, больших и малых. Зрители, вероятно, помнят его Бумбараша в одноименном спектакле по А. Гайдару, Анучкина из «Женитьбы» Н. Гоголя, кавалера из «Трактирщицы» К. Гольдони, Ушастого в «Двух стрелах» А. Володина и другие роли. Не берусь утверждать, что все они – творческие удачи, но большинство из них – безусловно.
Томилин наделен удивительной способностью перевоплощаться, примерять на себя чужие «я», безоглядно верить в предлагаемые пьесой обстоятельства, отбирать в своих жизненных наблюдениях наиболее яркие, помогающие ему в работе над ролями. Иными словами, актерский дар отпущен ему природой.
Известный драматург С. Алешин сравнил театр с океаном, «в который каждый погружается на глубину ему доступную». Следуя этому сравнению, можно сказать, что отметка погружения Томилина-актера уходит далеко в глубь «пучины, ибо каждая его роль – предмет для серьезного анализа, где всегда есть место работе ума и сердца.
Интересно наблюдать за ним на сцене: ни одной минуты он не бывает «пустым», все подчинено стихии игры, внутреннему движению образа.
Его выразительность, чувство партнера ярко проявляются в последней премьере театра, открывающей нынешней сезон – в спектакле «Сильные чувства» по произведениям А. Чехова, И. Ильфа и Е. Петрова,
У каждого актера есть свои секреты работы над ролью. И как правило, трудно говорить об этом, раскрывая тайны творчества. А, может, у многих этот процесс идет подсознательно, и на сцене включаются неведомые нам механизмы. Так или иначе, но секреты профессии пусть остаются секретами. Зрителю ведь все равно, как именно актер трудится над ролью, что ему помогает; зрителя интересует то, что он видит на сцене. И вот как раз ожидания зала Томилин редко обманывает.
Его отличает скромность – и сценическая, и личная. Он не может и не хочет красоваться, ищет приемы предельно простые и понятные. Если прибегнуть к старой театральной классификации актеров и попытаться определить амплуа Томилина, то, пожалуй, сделать это будет трудно. В его активе – роли современников и классического репертуара, социального, комедийного плана и приближающиеся к трагедии. Но есть роли особые, любимые, и к их числу можно отнести Косме из «Дамы-невидимки» П. Кальдерона, Миньку Ягоршина из спектакля «Анахореты» А. Пудина.
Косме – мечта каждого актера амплуа комика, своеобразный канон, свидетельствующий о таланте драматурга и мастерстве исполнителя. По существу этот спектакль являл собой острую драматическую иронию. И в жестких жанровых рамках Косме-Томилин чувствовал себя прекрасно, его игра была лукава и многозначна. Он представал не просто недалеким пьяницей-слугой, толстяком-балагуром, но и философом в народном, упрощенном понимании мира. И был он настолько трогателен в своих наивных умозаключениях, что невольно вызывал добрый смех в зрительном зале.
И совершенно другого мы видим Томилина-Миньку в «Анахоретах» А. Пудина. Созданный им образ юродивого, деревенского дурачка, приближается к образцам высокой трагедии. Против великой силы тоталитаризма восстало сердце инвалида, слабого и убогого человека Миньки. Он смешон и трагичен. И в этом соединении противоположностей в полной мере проявился человеческий и актерский .талант. Трудно было обнаружить ту грань, где начинался актер-Томилин и заканчивался его персонаж, столько любви и сердца было отдано этому образу! Эта работа была признана лучшей в сезоне и отмечена специальной премией смотра-конкурса, который проводила Тамбовская организация Союза театральных деятелей РСФСР.
Было бы преувеличением говорить, что жизнь актера протекала спокойно и ясно. Но в последние годы судьба его в театре складывалась удачно. А впереди – Много интересной работы. Может, улыбнется ему фортуна, и исполнится мечта – сыграет он Хлестакова, царя Федора Иоановича, чеховского Иванова?! Хочется верить, что и зритель никогда на потеряет интерес к актеру, который еще молод и полон творческой энергии.
5 ноября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.