Nov
12
Достоевский
November 12, 1991 | Comments Off on Достоевский
К 170-летию со дня рождения
Перекресток у станции метро «Новослободская» напоминает бедлам – многолюдье, гам, толчея. Центр Москвы совсем недалеко. Но если пойти вверх по Селезневской, то через пять-десять минут попадаешь в удивительно тихое место – на улицу Достоевского. Даже сейчас легко представить себе, насколько сонной она была в те времена, когда звалась еще Божедомкой. В начале девятнадцатого века здесь простирались пустыри и огороды, и лишь три прекрасных архитектурных оазиса радовали взоры прохожих – Екатерининский и Александровский женские институты и, между ними, Мариинская больница для бедных.
В правом флигеле больницы проживала семья лекаря М.А. Достоевского, в которой 30 октября (по старому стилю) 1821 года родился второй сын – Федор…
Как ни странно это звучит, но вся жизнь Достоевского была сплошной каторгой. Его отец, человек суровый и крутой, запрещал своим детям (кроме Федора были еще два сына и дочь) играть со сверстниками, выходить со двора.
Потом, по воле опять же отца, вместо гимназии – учеба в закрытом пансионе со строгой дисциплиной. Затем заточение на несколько лет в ненавистное Инженерное училище. Двухгодичная лямка постылой службы военным инженером – та же каторга. А он уже знает, предчувствует свой путь – только литература. Наконец, он становится «вольным художником», вечно голодным, но счастливым.
Да, эти неполные четыре года, с 1845 по 1849, были самыми светлыми в его не такой уж долгой жизни. Он с наслаждением пишет, пишет, пишет. Несколько ранних литературных опытов «для себя», сразу же уничтоженных, переводы произведений Бальзака и Жорж Санд – репетиции перед тем, как выступить в литературе со «своим, новым словом». И вот за восемь месяцев упорнейшего труда рождается первый роман – «Бедные люди».
«Новый Гоголь явился!»– восклицает Некрасов. «Так еще никто не начинал из русских писателей!»– вторит ему строгий критик Белинский. Казалось, впереди широкая дорога славы, счастье и материальный достаток…
Но судьба обрушивает на Достоевского ужасный удар: за участие в кружке Петрашевского – приговор к расстрелу, испытание смертной казнью, замена ее в последний момент каторгой и солдатчиной. Десять лет из жизни вычеркнуто.
А потом до конца жизни добровольная и сладостная, но все же изнурительная каторга литературного труда и вечная каторга безденежья. Достоевский работал надрывно, на износ, обостряя свою мучительную болезнь (эпилепсия) и приближая смерть.
«Я часто с болью сознаю, что не выразил, буквально, и 20-й доли того, что хотел бы, а может быть, и мог бы выразить»,– сокрушается Достоевский в конце жизненного пути. Мало кто из великих людей умирал в таком расцвете творческих сил. Великое пятикнижие зрелого Достоевского –«Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» – это воистину дорога вверх по пути гениальности. Жизнь его оборвалась январским днем 1881 года в полном разгаре литературной деятельности, словно в курьерском поезде кто-то сорвал стоп-кран. Всего за два месяца и три недели до смерти он писал: «Я намерен еще двадцать лет жить и писать»…
Замыслов, оставшихся в записных книжках и сердце Достоевского, хватило бы еще на одну гениальную судьбу. Он вообще совершал в литературе неслыханные доселе вещи: создавал роман за 26 дней («Игрок»), совершенно один выпускал регулярное издание по типу журнала («Дневник писателя»), публиковал половину произведения, в то время как для другой только еще создавались черновики (все большие романы). Творческий потенциал Достоевского был настолько велик, что он даже страдал из-за этого – для некоторых романов у него складывались в голове до трех-пяти равноценных планов…
К Достоевскому, как и к каждой титанической личности, и при жизни, и после смерти отношение было сложным и противоречивым. Одни его возносили, другие пытались ниспровергнуть. Одни его считали великим гуманистом, другие не менее великим циником, родным братом своих антигероев – «Свидригайлова, Подпольного человека, Ставрогина».
Противоречивость этих мнений сумел воплотить скульптор С.Д. Меркуров в памятнике, который находится сейчас рядом с музеем писателя в Москве. Если смотреть на памятник-статую с одной точки, то на пьедестале видишь фигуру скорбного, слабого, сломленного человека, певца мрачности и безысходности. Если зайти с другой стороны, перед тобой возвышается уже гордый поэт, защитник униженных и оскорбленных, верующий в светлое будущее мира.-Удивительный памятник!
По данным ЮНЕСКО, Достоевский в наши дни самый читаемый русский писатель в мире. Однако, у себя на родине уже в советское время Федор Михайлович Достоевский, бывало, целыми десятилетиями числился в «запрещенных» и «забытых» писателях. Слава богу, те ждановские времена миновали, наконец-то книги великого русского классика начали издаваться широко.
Остается добавить, что Достоевский и его творчество какую-никакую, а связь с Тамбовщиной имеют. В частности, прототипом одного из самых значительных в мире Достоевского героев старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» послужил оптинский старец и чудотворец преподобный Амвросий (в миру А.М. Гренков), родившийся в с. Большие Липовицы Тамбовской губернии и окончивший Тамбовскую Духовную семинарию (о нем подробно писала недавно «Тамбовская жизнь»).
Большую роль в романе «Подросток» играет сюжетная коллизия, связанная с фальшивыми акциями, и образ Стебелькова, прототипом которого послужил врач-акушер
Колосов – организатор преступления. В основу этой линии романа положен материал процесса о подделке акций Тамбово-Козловской железной дороги – этот процесс нашумел в феврале 1874 года. Кстати,– яркий пример того, как творчески перерабатывал Достоевский злободневные газетные фельетоны в художественную прозу.
Еще один небольшой, вроде бы, но знаменательный факт. В июне 1875 года Федор Михайлович просит в письме из Эмса, где он лечился, жену: «Голубчик Анечка, прошу тебя очень, пошли немедленно хоть 3 рубля (не меньше) на моршанских погорельцев…» В том году пожар опустошил тамбовский уездный городок Моршанск почти дотла. К слову, три рубля по тем временам – сумма была значительная, а Достоевский, как всегда, за границу лишней копейки не взял и экономил там даже на еде.
Упомяну еще, что Достоевский общался со многими известными людьми своего времени, имевшими прямое отношение к Тамбовщине, например, с поэтом П.И. Вейнбергом («Гейне из Тамбова»), поэтом А.М. Жемчужниковым, издателем «Русского архива» П.И. Бартеновым…
Но дело даже не в этом – имел или не имел Ф.М. Достоевский отношение к Тамбовщине. Он имел и имеет отношение ко всему Миру. И если в эти юбилейные дни о нем пишут и вспоминают где-нибудь в Швеции или Австралии, то почему бы и нам, уважаемые тамбовчане, не помянуть нашего гениального соотечественника добрым словом. Давайте еще раз откроем «Униженные и оскорбленные» или «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бесы», еще раз вчитаемся и согласимся с проникновенными словами того же Белинского: «Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы – какое умение, какой талант!»
12 ноября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.