Nov
13
Театру нельзя быть скучным
November 13, 1991 | Comments Off on Театру нельзя быть скучным
Спектаклем «Сильные чувства», объединившим в себе одноактные водевили «Свадьба» Л. Чехова и «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова, открыл свой 206-й сезон областной драматический театр.
Не ошибусь, если скажу, что премьеры этой тамбовские театралы ждали с понятным нетерпением и надеждой. Еще бы, такой букет из трех имен блестящих сатириков, представляющих сразу и русскую классическую и раннюю советскую школу комедиографии. Здесь, как говорится, слюнкой изойдешь в ожидании и предвкушении… Да и соскучились театралы, откровенно говоря, по волшебному свету рампы. Ведь нынешним летом их оставили не то, что на голодном пайке,– вообще почти без оного: в Тамбов, впервые за многие годы, на гастроли не приехал ни один театр. Если не считать, конечно, краткосрочных концертных визитов выездных бригад вахтанговцев да Малого… Вот такое получилось полугодовое театральное воздержание.
Но меня, например, уже до спектакля, немного насторожила однотипность тем и даже прозрачная похожесть сюжетов, на что еще в момент выхода водевиля Ильфа и Петрова в 1933 году обращала внимание советская театральная критика. Правда, место «свадебного генерала» в чеховском водевиле занял иностранец в «Сильном чувстве». Веяние времени, так сказать, и изменение психологии, теперь уже советского, человека. Хотя… как повернуть. Может, в этом и есть, выражаясь словами незабвенного ильф-петровского персонажа, сермяжная правда.
Во всяком случае, приглашенный из Москвы на постановку спектакля режиссер П. Суворов, видимо, таким вот соединением хотел достигнуть художественно-сценической убедительности в показе и развенчивании тупого махрово-агрессивного мещанства. Ведь суть его фактически не изменилась за те почти пятьдесят лет, что разделяют «Свадьбу» и «Сильное чувство». Больше того, шаржированное приближение к узнаваемым реалиям нашей печальной действительности общего антуража, психологии и манеры поведения персонажей водевиля Ильфа и Петрова недвусмысленно дает понять, что мещанство живет-здравствует и ныне. Только стало оно еще бездуховно-агрессивней и… пьяней.
Все это так. И мещанство, конечно, надо разоблачать, в том числе сценическими средствами. Но, извините, не нудно, как… само мещанство. Что греха таить, ожидал, как и большинство зрителей, наверное, сценического зрелища, расцвеченного каскадами смеха, выдумки, гротесковой импровизации, вдохновенной актерской раскованности, украшенного язвительностью сатирических стрел и точным их попаданием в цель. А увидел в большинстве сцен и эпизодов натужность и скуку, в игре многих актеров, извините за невольный каламбур,– переигрывание или скованность. Даже форма подачи двух частей спектакля, оказалась до унылости однотипной – только цвет чехлов на стульях поменялся, да водочную посуду сменили. Понимаю, в основе обоих водевилей – застолье. Что тут, кажется, можно придумать? А можно да и нужно бы. Режиссерской фантазии явно не хватило спектаклю. А здесь как раз тот случай, когда необходимо было отойти от сценической традиционности, как говорится, выкинуть какую-то штучку, что-то шокирующе-неординарное. Но тонкое и со вкусом. Наверное, этого можно было достигнуть и за счет декоративно-бутафорского оформления, более смелого использования сценического пространства.
Нет, не должен спектакль быть таким пресным. Явно не хватает ему изюминки, острой режиссерско-исполнительной приправы. Ведь посмотрите, в такой блестящей водевильой вещице, как «Свадьба», постоянно возникают пугающе-зияющие пустоты пауз (увы, не тех, что работают на действие, образ, мысль). Просто незаполненные пустоты. Но это ведь убийственно для водевиля. И актеры, создается впечатление, чувствуют себя в моменты таких пауз весьма неловко и скованно. Чем остается заниматься? Наливать из штофчиков да закусывать. Что многие с неловкой прилежностью и делают. А в зале возникает скука – и тоже неловкость. За актеров, которых вместо игры, заставляют все время есть и пить. Лишь появление «свадебного генерала», то есть капитана 2-го ранга в отставке Ревунова-Караулова, в лице заслуженного артиста республики Д. Дульского. выручает, кажется, всех. Действие оживляется во многом благодаря именно Дульскому.
Но и здесь, увы, не исчезают ни зияющие паузы, ни неестественная наигранность. незнание – что делать? – исполнителей. Опытная актриса Г. Промтова, но именно в роли жеманницы и уездной покорительницы сердец акушерки Змеюкиной она не знает, чем заняться, чувствует себя не в своей тарелке. Потому что не ее это амплуа. И как тут не вспомнить незабвенную Веру Марецкую, ее «Дайте мне атмосфэры!» в фильме «Свадьба», снятом еще в годы Великой Отечественней войны. Да и вообще надо признать, что сила тех, «киношных» образов «Свадьбы» довлела, как и дух всей неповторимой атмосферы старого фильма, на протяжении всего сценического действия водевиля. Понимаю, что сравнение сцены и экрана, возможностей кинематографа и театра довольно условно, возможно, в чем-то натянуто. И тем не менее так не использовать сценические возможности, до такой степени обеднять и упрощать действия актеров, думается, нельзя. Вот Дашенька – невеста. Да, ограниченная мещанская дочка, туповатая провинциалка. Но не идиотка же в конце концов она, какой выглядит в исполнении Т. Тобольченко. Даже неловко как-то становится за молодую, но уже зарекомендовавшую себя хорошо артистку.
Можно и дальше вести разбор этой части спектакля в том же ключе – фактуры, увы, достаточно. Но надо заметить и удачи, пусть относительные. Хотя, сами понимаете, они лишь в малой мере спасают положение – слишком велики провалы. Выше я уже упоминал о Д. Дульском, актерский опыт которого помогает в какой-то мере вытянуть вторую часть водевиля. Выделил бы, хотя с натяжкой, Ю. Томилина в роли жениха Апломбова – артист значительно лучше, острее и сатиричнее выглядит в другой части спектакля, в «Сильном чувстве», где тоже выступает в качестве жениха – но уже советского – Стасика Мархоцкого. Хотелось бы отметить юбиляра – заслуженного артиста РСФСР М. Березина (ему в эти дни исполнилось пятьдесят лет) в роли отца невесты. Но он явно проигрывает другому отцу – тоже из «Сильного чувства», папе Стасика. Да и не стоит, пожалуй, выискивать что-то положительное лишь для равновесия. Вряд «ли натянутые, вымученные комплименты могут стать бальзамом.
Скажу лишь, справедливости ради, что ильф-петровский водевиль получился все же живее, эксцентричнее, сатиричнее и немного смешнее. Видимо, потому, что он значительно ближе к сегодняшним реалиям идиотически – неустроенного и смутного нашего бытия. Роднее, так сказать. Хотя налет конъюнктурной сиюминутности, элементы безвкусицы в желании рассмешить во что бы то ни стало, конечно же, вызывают досаду. Все-таки бездуховность, оторванность от своих национальных корней и гибельность такого недуга для человека требуют показа более тонкого, ироничного, возможно, гротескного, но не грубо-прямолинейного.
Только именно вот этой самой грубо-зримой, скажем, прямолинейностью грешит большинство исполнителей премьерного спектакля. Не стоит, наверное, в данном контексте перечислять каждого поименно, как при голосовании в Верховном Совете… Но, опять же ради справедливости, отмечу приятную игру в водевиле о советской свадьбе молодой И. Горбацкой в роли другой невесты – Наты. Ну и еще раз назову дуэт Ю. Томилина – М. Березина (Стасик Мархоцкий и его папа). Все же в этой роли Березин выглядит более по-березински, я бы сказал, и даже его тюремный персонаж, при всем при том, обладает неуловимой внутренней обаятельностью и притягательностью. Он ведь обладает характером. А характер, хоть и самый никчемный, никогда не затеряется, он виден потому что – индивидуален. Пусть эти слова и станут комплиментом юбиляру.
Хочу предупредить под занавес этих невеселых и не очень приятных заметок, что автор привнес в них немало чисто субъективных наблюдений и размышлений. И негативные большей частью впечатления от спектакля высказал с болью и надеждой на то, что тамбовский театр в новом сезоне принесет своим поклонникам больше радостей, чем огорчений А пока так и хочется воскликнуть словами классика-сатирика: «Скучно на этом свете, господа!» Но разве театру можно быть скучным?..
13 ноября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.