Nov
24
О нелегкой жизни
November 24, 1991 | Comments Off on О нелегкой жизни
О встрече председателя областного Совета народных депутатов А. Рябова с журналистами «Тамбовской жизни»
Вопросов к нему было много, в основном житейского плана. Как, к примеру, не спросить, что случилось с областью. Год вроде бы нельзя отнести к числу крайне неблагоприятных, а такое падение производства, особенно в сельском хозяйстве. Талоны, нормы, нескончаемые очереди – каждодневное тому напоминание.
Ответ из этот вопрос можно было в какой-то мере предвидеть: паление производства идет по всем регионам республики. И причины тому – отсутствие программы у тех, кто был инициатором перестройки, разрушение десятилетиями складывавшихся экономических связей между территориями без создания новых. А если говорить конкретно об аграрном секторе области, то прошлый год земледельца залил дождями (много добра в поле осталось неубранным), нынешний, так удачно начавшийся по весне, потом буквально сжег урожай своей жарой.
Все это, естественно, сказалось на результатах работы. Так, в прошлой пятилетке аграрный сектор в целом обеспечил прирост продукции, равный 28 процентам. Тогда как в нынешнем году на 20 процентов снижено производство мяса и на столько же молока. А что за этими процентами? На 15 тысяч тонн сократилось количество мяса, выделяемого на потребление областью. Для сравнения: 35-38 тысяч тонн его поступали на эти цели обычно. Фермерские и крестьянские хозяйства, хотя их уже свыше 400, еще не набрали силу. Им не хватает техники, не решены вопросы их сервисного обслуживания, да и их удельный вес в общем аграрном секторе невелик. В этом году от них получено 1400 тонн зерна, тогда как колхозы и совхозы произвели его 1 900 000 тонн. Так что списывать, продавать общественные хозяйства пока рано. Фермерам надо набрать силу, а на это уйдут годы. Предполагается выделить им в будущем году на развитие 6 млрд. рублей (цифра по республике), но как будут материализованы эти средства, ведь сами по себе деньги мало что значит. Нужна техника, строительные материалы и т.д.
У вопроса был еще, скажем так, подвопрос: а говорят, вот там-то, в такой-то области со снабжением получше, в частности, была ссылка на Пензу. Александр Иванович, не отрицая, что небольшая разница в обеспечении населения продуктами питания может быть, отметил, хорошего нигде нет. Цены повсюду растут, и в той же Пензе десяток яиц и в магазине стоит 3,6 рубля. И везде талоны, талоны… Поправить дело можно только за счет лучшей работы. В этой связи он подробно остановился на программе выхода из кризиса, предложенной Президентом РСФСР Б. Ельциным на недавнем Съезде народных депутатов республики.
Естественно, хотелось знать, что день грядущий нам готовит, чего ждать, причем не в отдаленном будущем, а как проживем от урожая до урожая, какие тут возможности у области. Не стращал, но и не успокаивал. Ждать повышения цен (тут нет особого открытия в ответе). Есть запасы зерна для выпечки хлеба. Есть сахар, с которым можно «дотянуть» до нового сезона. Но его так просят сверху, обещая прислать взамен сырье для переработки с Кубы. Оно вроде и логчино: отправленное сегодня-завтра вернется. Однако надо помнить и наши нынешние отношения с этой республикой, как-то она себя поведет в новых условиях.
Кормовая база, растел коров позволяют надеяться на прибавку молочной продукции. Так что наша власть о нас вроде бы думает.
Был к председателю областного Совета и вопрос, который волнует сегодня особенно многих: о приватизации жилья. Всех нюансов этой болезненной, щекотливой проблемы А. Рябов касаться не стал, отослав журналистов к документу, только что полученному на этот счет из Москвы (он принес его с собой). Нам же он напомнил, что исполкомом подготовлено и будет принято в ближайшие дни решение. Им предусматривается передать бесплатно на одного человека 20 квадратных метров площади квартиры и еще 10 квадратных метров на семью.
В законе о приватизации жилья предусмотрены и льготы для определенных категорий людей. Естественно, облисполком, руководствуясь законом, учел все, что в нем изложено. Но не будем торопить события, подождем самого решения и постараемся довести его до сведения тех, кто хочет, может приобрести жилье в личную собственность.
У всех на памяти ажиотаж вокруг заготовок картофеля нынешней осенью. Цены на этот продукт, далекий от черной икры, выросли до пределов «ни в какие ворота не лезли». И вот недавнее объявление в газете: колхоз такой-то продает этот самый «второй хлеб» по цене рубль за килограмм, а тот, что на семена, – по 50 копеек. Журналисты спрашивали, бросая упрек в адрес заготовителей: не перегнули ли они палку, подняв планку закупочных цен прямо-таки на брумелевскую высоту.
Из ответа А. Рябова пришлось убедиться, насколько жизнь нынешняя переменчива, кто, кому и что диктует. Раньше тот же облпотребсоюз у исполкома испрашивал разрешение на повышение закупочных цен, если даже речь шла о копейках. Раньше колхоз, совхоз обязывали сажать картофеля столько-то, продавать государству, потребкооперации по такой-то цене, даже если эта самая цена ни в коей мере не покрывала расходы хозяйства на выращивание данной культуры. Ныне, и тем более впредь, хозяин – рынок. Он диктует цены.
И облпотребсоюз в начале заготовок «танцевал» от полубожеской цены – рубль за килограмм. Но поехали гости из соседних областей – Саратовской, Волгоградской, предлагая за килограмм клубней 2,5 и 3 рубля… А на частника словом не воздействуешь, он отдает продукцию тому, кто платит дороже. Вот и соревновались, словно на аукционе, кто больше даст.
Из ответа следовало, что колхозы и совхозы, ссылаясь на убыточность и трудоемкость выращивания картофеля, сократили вдвое площади под этой культурой. Правда, на «потерянные поля» увеличили посадку картофеля частники, в том числе и мы, горожане, получившие сотки в ходе земельной реформы. Отметив, что большое количество картофеля теряется при хранении, А. Рябов сказал, что необходимо искать формы глубокой переработки клубней, закупать за границей не«видики», а технологии. И речь идет о приобретении такой линии переработки, правда, денег она стоит немалых.
Интересный вопрос поставили журналисты социально-экономического отдела газеты. В области в последнее время народилось немало ассоциаций, посреднических фирм, малых предприятий… Какие из них в данный момент представляют реальную силу?
Из ответа следовало: определенную силу имеют кооперативы строительного профиля. Но вот парадокс: их работу область как бы не ощутила. Дело в том, что в кооперативы, малые предприятия, как правило, ушли люди… из государственных строительных подразделений. Поэтому в целом объемы работ в строительном комплексе не выросли. Объясняется это еще и слабой базой стройиндустрии (который год приходится слышать эту ссылку). Разработана программа ее развития, она включает в себя реконструкцию существующих кирпичных заводов, строительство новых. В частности, в 1993 году должны вступить одновременно в эксплуатацию горнообогатительный комбинат по производству извести и работающий на его сырье мощный завод (будет давать 100 млн. штук силикатного кирпича в год). 50 миллионов штук кирпича область получит за счет реконструкции имеющихся заводов. Это даст возможность обеспечить нужды строек и даже выделить частичку кирпича для бартерных сделок.
Ответ на данный вопрос вылился в оживленный разговор о путях приватизации государственной собственности, о помощи нарождающимся новым структурам, о здоровой, служащей людям конкуренции предпринимателей и фирм. Приватизацию, при которой товары будут лежать на прилавках, а мы только смотреть на недоступные цены на ярлычках-ценниках, вряд ли мы с вами поймем. Пока же мы все чаще видим именно такую картину. Бытовики области, например, на 25 процентов сократили объем оказываемых услуг, но «вздули» так цены, что живут безбедно.
Были вопросы, на которые и председатель областного Совета не мог ответить, как говорится, с ходу. В частности, действительно ли на Тамбовской бирже разыгрываются и фондируемые материалы, вплоть до саноборудования для детских учреждений. Правда ли, что Уваровский химзавод, щедро отправляя удобрения за границу, нанося вред экологии области, мало что делает для жителей Уварова. На первое, «действительно ли» Александр Иванович сказал, что фирмы тоже надо глубоко проверять. Что касается Уварова, то было названо немало объектов, построенных заводом и для рабочих химиков, и в целом для города.
Журналисты тоже люди, вместе со всеми они ощущают на себе (и морально, и материально) последствия перестройки, вхождения в рынок. Потому на встрече задавались и чисто наши житейские проблемы – о квартирах, зарплате. В учредительном договоре на издание нашей газеты, например, значатся строки о том, что областной Совет выделяет ежегодно одну квартиру для нужд коллектива редакции. Год на исходе, слухов о квартирах никаких. Ответ не внушает пока особого оптимизма; посоветовал не «прохлопать», уметь постоять за себя.
В области ныне действуют десятки партий и движений. Критиковать нашу действительность их представители научились (благо и поводов для этого предостаточно). А вот конкретных предложений с их стороны по улучшению дела на том или другом участке, не часто встретишь. Погрязнем в словопрениях, не будем делать дело – «понесет народ всех подряд, невзирая на партии».
24 ноября 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.