Dec
10
Человек своего времени
December 10, 1991 | Comments Off on Человек своего времени
Две буквы английского алфавита– «эф> и «дабл-ю» – почти ежедневно присутствуют на первых полосах южноафриканеких газет. Они же в лозунгах и надписях на стенах, в призывах и требованиях. Эф-дабл-ю – начальные буквы имени Фредерик Биллем, которое носит президент ЮАР Де Клерк.
В пору перемен трудно жить, а управлять страной – тем более. Де Клерк – это человек, который начал южноафриканскую перестройку. Ее отсчет идет со 2 февраля прошлого года, когда он объявил в парламенте ЮАР о курсе на демонтаж апартеида, снятии запрета на деятельность африканского национального конгресса и других левых организаций, освобождении лидера АНК Нельсона Манделы. Сегодня Де Клерк и Мандела – главные действующие лица в поиске перехода Южной Африки к нерасовому обществу. Они соперники, уважающие друг друга, и одновременно в какой-то мере союзники, стремящиеся спасти общество от экстремизма и насилия. В их авторитете и здравомыслии – надежда Южной Африки на мирное будущее.
Программную речь президента 2 февраля 1990 года многие в мире восприняли с осторожностью. Но за словами последовали дела. Один за другим отменены законы апартеида, которые устанавливали расовые ограничения на посещение общественных мест, районы проживания, владение землей. Уверен, что замена конституции, которая до сих пор лишает чернокожих южноафриканцев избирательных прав,– вопрос времени. Сложнее будет ликвидировать апартеид на бытовом уровне. В ЮАР – как и у нас: центр постановляет, а на местах все по-старому.
Параллели между реформами в ЮАР и СССР стали привычными. В Южной Африке даже слово придумали – «преториястройка», а Де Клерка сравнивают с М.С. Горбачевым.
Консервативная часть белого населения ЮАР видит в Де Клерке предателя интересов африканерского (или бурского) народа. Но это не так. Если Мандела посвятил жизнь борьбе за права чернокожих южноафриканцев, то эф-дабл-ю никогда не забывает, что он африканер. Как и ведется у потомков европейских, прежде всего голландских переселенцев, президент – истый христианин, регулярно посещающий церковь. В его среде неистребимо стремление сохранить самобытность африканерской культуры, которая в прошлом не поддалась британскому влиянию. Однако Де Клерк – реалист и прагматик, переживший эволюцию во взглядах от сторонника апартеида до либерала. Он из тех, кто осознал, что «так жить нельзя», что Южная Африка принадлежит не только ее белым жителям, что апартеид препятствует экономическому росту страны. Не говоря уж о международных санкциях, эта система сковала деловую инициативу внутри самой ЮАР.
«Наша политическая дорога неизвестна, и в такой ситуации было бы очень опасно, если бы нас повел человек с застойным мышлением или такой, который уже достиг потолка возможностей… Эф-дабл-ю доказал свою способность расти»,– отмечается в вышедшей в этом году в ЮАР книге «Ф.В. Де Клерк, человек своего времени».
Несомненно, эф-дабл-ю обладает качествами, необходимыми политику. Он спокоен и рассудителен, умеет убеждать и точно формулировать мысли. Собеседников подкупают его искренность чувство юмора и легкая застенчивая улыбка. Де Клерку было «на роду написано» заняться политикой. Политическими деятелями были его отец, дед и прадед.
В 1954-1958 годах эф-дабл-ю учится на. юриста в университете Почефструма. Затем – работа в юридических конторах. В 1962 году создает собственную фирму, а спустя десять лет становится депутатом парламента, где обращает на себя внимание строгой логикой выступлений. В 42 года он один из самых молодых членов правительства в истории Южной Африки. Поочередно возглавляет шесть министерств.
Де Клерку полностью подходит характеристика «образцовый семьянин». «Это – моя крепость»,– говорит он о жене Марике и детях. Их у него трое. «Когда у мужа возникает серьезная проблема, он смотрит на фотографию малыша и как бы заряжается решимостью искать мира в стране для него и других маленьких южноафриканцев»,– говорит Марике Де Клерк.
10 декабря 1991
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.