Надежда Васильевна Репина – выдающаяся оперная и камерная певица, неподражаемая исполнительница водевильных ролей, крупная драматическая актриса. Она была не только высокой любовью нашего земляка – композитора А. Верстовского, но и творческой соратницей его в создании русского музыкально-театрального репертуара. Все ставившиеся на московской сцене оперы, водевили неизменно исполнялись при ее участии. Это поставило имя Репиной в ряд основоположников русского реалистического театра вместе с М. Щепкиным, П. Мочаловым, Д. Бантышевым, Н. Лавровым, А. Верстовским, А. Алябьевым.

Надежда Репина родилась 180 лет тому назад в семье крепостного музыканта графа А. Столыпина. В семь лет она стала воспитанницей Московского театрального училища, которое готовило артистов многогранного амплуа. Пятнадцати лет впервые выступила на сцене Малого театра. Любопытно, что дебют ее состоялся в качестве балерины в балете «Лилия Нарбонская». Игра юной актрисы привлекла внимание члена дирекции А. Верстовского. Большой музыкант и знаток сцены стал способствовать развитию дарования Репиной, нередко занимался с ней сам. Вскоре композитора и актрису, кроме пристрастия к искусству, объединило глубокое сердечное чувство, связавшее их на всю жизнь.

Знаменательным событием для выпускницы театрального училища было ее исполнение партии Каллиопы в прологе «Торжество муз» (музыка Верстовского и Алябьева) в памятный день открытия здания Большого театра в января 1825 года. Начинающая певица и актриса, не без покровительства Верстовского, сразу заняла первое место на московской сцене. О ней заговорила критика. Примечательны многократные высказывания В. Белинского и С. Аксакова. Последний, заметивший «свежее дарование Репиной», писал: «Справедливость требует сказать, что эта актриса есть украшение московской комической оперы и водевиля: с каждым представлением мы замечаем в ней успехи. Никого так часто не видит публика на сцене, как г-жу Репину, и никто так постоянно, как она, не доставляет зрителям удовольствия приятною, верною, старательною игрой».

Талант Репиной креп и совершенствовался. О ее исполнении роли Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» Бомарше В. Белинский писал: «Признаемся, что если бы все всегда так играли, то не было бы больше плохих пьес, но все пьесы, даже дурные, были бы превосходными». Особенно ярко свое блестящее синтетическое мастерство актрисы драмы и певицы Ренина проявила в роли Земфиры в инсценировке «Цыган» Пушкина с музыкой Верстовского. Апофеозом роли была песня «Старый муж, грозный муж». Очевидцы отмечали: «Надо было слышать, как была пропета эта песня! Голос артистки то замирал, гаснул от прилива чувств, то вдруг разливался бурным потоком страсти, то опять утихал и звучал холодным металлическим звуком насмешки. Здесь публика слушала не песню, нет,– здесь очаровательная цыганка за несколько минут представила ей целую драму, рассказала всю жизнь своего страстного сердца, и все это сопровождалось обязательно роскошью поз и сладостной негой взглядов и движений». Мочалов, игравший роль Алеко, настолько поддался очарованию таланта партнерши, что на словах песни: «Как ласкала его я в ночной тишине» совершенно забыл о своем участии в спектакле и вскричал: «Это черт, а не женщина!». Публика пришла в неописуемый восторг и взорвалась рукоплесканиями.

Любя драму, водевиль, Репина главным в своем творчестве считала оперу. Здесь вовсю сверкал ее необыкновенный голос. Она исполнила все главные партии в произведениях русских композиторов доглинкинского периода, шедших на подмостках театров Москвы. Специально для нее Верстовский написал партии Надежды в «Аскольдовой могиле» и Пахиты в «Тоске по Родине». Она пела в его операх «Пан Твардовский» и «Вадим», создала значительные образы в операх «Мельник-колдун, обманщик и свет» Соколовского-Фомина, «Несчастье от кареты» Пашкевича, «Иван Сусанин», «Князь-невидимка» Кавоса. «Лоста, днепровская русалка» Давыдова, «Лунная ночь» Алябьева. Будучи солисткой, па которой держался весь основной репертуар Большого театра, Репина пела в произведениях Моцарта, Вебера, Вейгля, Буальдье, Мейербера, Гризара, Обера.

Ее называли оперной примадонной России. Ежегодник императорских театров писал: «Талант ее был обширен и многосторонен. Вместе с тем она при всей одушевленности и страстности своей натуры не была только так называемой артисткой вдохновения, артисткой минуты; нет, она большей частью создавала роль и вполне выдерживала ее от начала до конца».

Карьера Репиной оборвалась внезапно. Причин было две. В 1841 году дирекция московских театров была упразднена. Большой и Малый театры перешли в ведение Петербурга. Верстовский, опасаясь, что это скажется на привилегиях Репиной как ведущей солистки, стал тайно от нее хлопотать ей пенсию. С другой стороны, профессия Репиной мешала потомственному дворянину Верстовскому оформить с ней официальный брак. Желаемое свершилось 8 февраля 1841 года. После традиционного успешного выступления в Малом театре в водевиле Ленского «В людях ангел – не жена» Репина, придя домой, узнала от мужа о своей отставке.

Она тяжело перенесла этот удар. Ей шел тридцать второй год, и она не знала, чем занять себя. Ни читать, ни рукодельничать она не любила, как не любила и выезжать в свет, принимать гостей у себя. Продолжая боготворить театр, она нашла утешение в посещении его. Беседы с актерами после спектаклей, оценка их выступлений стали смыслом ее жизни. После кончины Верстовского в 1862 году здоровье Надежды Васильевны ухудшилось. В 1867 году мятежная душа актрисы и певицы нашла покой на московском Ваганьковском кладбище рядом с могилой мужа. «Ушла из жизни одна из самых ярких фигур сцены первой половины XIX века» – такова последняя строка в истории русского театра о спутнице нашего земляка Верстовского.

11 декабря 1991

Вступление в наследство
Наследование земли - обычная юридическая процедура, такая же, как, например, наследование недвижимости. Однако у большинства граждан очень отдаленное понимание порядка юридических процедур вообще. В связи с этим, любое столкновение с подобной практикой вызывает у них состояние, близкое к панике. Справиться с этой некомфортной ситуацией поможет опытнфй юрист.


Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind