Привыкнув за последние 20 лет к теплым зимам, лютые морозы, установившиеся этой зимой, мы воспринимаем немного болезненно. Молодежи, которые не помнят 80-х годов трудно себе представить, что когда-то такие зимы были климатической нормой. А во времена, когда страну сотрясали революционные страсти и гражданская война, такие морозы людям приходилось переносить еще и обходясь без отопления. Тогда парового отопления в Тамбове не было, дома и учреждения отапливались автономно - печками. И в стране был острейший топливный кризис, который большевики решали простейшим способом - реквизируя у населения запасы их дров. Вот что об этом писала губернская газета "Известия" 12 января 1919 года:

К вопросу о снабжении Правительственных учреждений и населения города топливом.

В виду переживаемого острого топливного кризиса горисполкомом поручено Подотделу Топлива взять на учет все дрова, принадлежащие как Правительственным учреждениям, так и частным лицам; кроме того Подотделу топлива вменено в обязанность для ослабления дровяного кризиса запасы дров, имеющиеся у учреждений и частных лиц, реквизировать, оставив только дров в размере месячной нормы. Реквизированные дрова распределять туда, где имеется острая нужда в них, удовлетворив в первую очередь учреждения с тем, чтобы по налажению привоза топлива возвратить учреждениям дрова натурой. Поручено Подотделу топлива создать запас топлива потребный для муниципализированных домов, т.к. многие из них находятся совершенно без отопления.

Кроме того, для населения были установлены обязательные нормативы сбора дров и сдачи их государству. В каждом номере "Известий" публиковались эти нормы.

Однако на этом проблемы не заканчивались, ведь реквизированные или нарубленные дрова необходимо было еще доставить по назначению - развести комиссарам по кабинетам и домам. В том же номере "Известий" имеется такое предложение:

Транспортный вопрос

Транспортный вопрос в Тамбове принял острую форму. Не достает, в частности, лошадей для доставки дров не только из леса в город, но и в черте города – со склада на дома заказчиков. Между тем в городе ежедневно и большую часть времени совершенно непроизводительно стоят на биржах извозчики, которых, в общем наберется не одна сотня. Почему бы не сократить число извозчиков до возможного минимума и не привлечь всех остальных, в виде временной меры, к возке дров.

Думается, что мера эта вызывается самою жизнью и, кроме пользы, ничего не даст.

Но и это еще не все. Зимы были снежные, дороги были заметены, и транспортировка дров в таких условиях была сильно затруднена. Решение этой проблемы было таким же незатейливым, как и все решения, принимаемые большевиками. На примере Усманского уезда (сегодня Усманский район Липецкой области) видно, каким было это решение ("Известия" от 11 января 1919 года):

Снежные заносы.
(Усманский уезд).

В Усманском уезде вследствие заноса снегом, проезд по всем дорогам сделался невозможным, а в ночное время, за отсутствием вешек, и опасным.

Уездный отдел управления отдал всем волостным и сельским советам распоряжение к работам по очистке дорог от снега срочно привлечь всех мужчин и женщин из числа спекулянтов, торговцев, интеллигенции и граждан среднего достатка в возрасте от 16 до 50 лет с тем, чтобы дороги были расчищены от села до села, а по краям дорог были расставлены вехи.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind