Jan
10
Выметаем вредный сор
January 10, 1930 | Comments Off on Выметаем вредный сор
из кустарно-промысловых артелей
В 20-х и 30-х годах очень модно было проводить разнообразные чистки. Чисткой являлось выявление классово чуждых элементов, их публичное разоблачение и изгнание, а то и привлечение к ответственности. Вопреки укоренившимся представлениям, чистке подвергались не только партийные и советские органы, но и любые предприятия и учреждения. Процедура была отработана. За несколько дней до чистки в газетах давалось объявление о запланированном мероприятии и перечислялись пофамильно все граждане, которым суждено пройти через очистительную процедуру. Одновременно на чистку приглашались те граждане, которые могли что-либо сказать о подвергаемых экзекуции работниках. Отчеты о наиболее удычных чистках публиковались в партийной и советской прессе. Вот один из таких отчетов, опубликован в начале 1930 года.
КОНЕЦ “ГАЕВЩИНЫ”
Комиссия по чистке и проверке кустарно-промысловых артелей Тамбова в течение 7-ми дней проверяла артель “Универтруд”, в состав которой входит 300 человек.
Комиссия выявляла классово-чуждый и разложившийся элемент, которого в артели оказалось порядочно. Наряду с чисткой обращалось внимание на хозяйственно-культурную и политическую жизнь артели. В результате выявлен ряд крупных недочетов и явное преступление со стороны правления артели, в частности гр. Гаевского.
В работе артели не было ни системы, ни плановости и отсутствовал всякий учет сырья и готовых изделий. Все делалось “на глаз” Гаевского. Он так и заявлял, что “все планы хранятся в моей голове”. И вот эта “голова” довела артель до катастрофического положения.
Представитель Всекопромсоюза заявил, что положение артели является чрезвычайно тяжелым и что ее финансовое состояние затруднительно. Комиссия обнаружила факты невыполнения ряда договоров: Мосторгу не сданы чемоданы, Центросоюзу вешалки, пуговицы, галстуки, платки носовые; чемоданы и т.д. Цеха, вырабатывающие эти изделия, к началу чистки были ликвидированы, а что за причина — об этом после скажет коллегия РКИ и прокуратура. Хотя гр. Гаевский заверял комиссию, что «люди гулять без дела не будут, но больше 200 человек теперь “гуляют”, не зная к чему приложить свои руки.
С большим трудом комиссии удалось разоблачить преступную деятельность “гаевщины”, как ни старался сам Гаевский затуманить глаза членам артели и комиссии в момент его чистки, стараясь доказать, что он — бывший член военного трибунала, член губернского комитета партии и главный экспедитор по распространению советских изданий в пределах Тамбовской губернии. Когда комиссия потребовала документы, то таковых у него не оказалось.
Гаевский упорно скрывал свое прошлое. Он скрыл судимость за крупные взятки, отбывание наказания в Ленинграде и Тамбове и то, что он был командиром ударного батальона во время Керенского.
Гаевский проявлял в артели безмерную грубость и допускал явную эксплоатацию, когда работа вместо 8-ми протекала 16 часов. Допускал самый наглый протекционизм, душил самым бессовестным образом критику, а порою проявлял явный террор по отношению в членам артели. Когда в артели возникали крупные конфликты на почве законных требований, то Гаевский. вместо того, чтобы эти конфликты улаживать, дерзко начальствующим офицерским тоном приказывал; “Вон отсюда”!
Необходимо остановиться и на чистке самой артели. Из 300 человек получили простой выговор 44, строгий выговор с предупреждением 27, а исключено 25. Что за люди, которых комиссия постановила исключить? Это в большинстве — бывшие люди, лишенные гражданских прав, крупные торговцы, попы, монахи, бывш. полицейские и жандармы, сыновья земских начальников, как, напр. гр. Петров, который был устроен по протекции Гаевского. В артели работали и “особо красивые” женщины, привезенные из различных мест гр. Гаевским. У них никаких документов о социальном происхождении не оказалось.
Комиссия, проанализировав преступную деятельность авантюриста Гаевского, постановила из артели его немедленно снять и дело передать прокуратуре. Поставлен перед коллегией РКИ вопрос об увольнении Гаевского по первой категории без права поступления в советские, хозяйственные, кооперативные и др. организации, а президиум Горсовета решено просить о лишении Гаевского избирательных прав.
Брунов.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.